/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2Fd031962391b895906593adeefeb11f58.jpg)
Миллиарды на восстановление Украины: тратить нельзя ждать окончания войны/Многие считают, что эти деньги лучше направить на финансирование армии
В Украине из-за войны каждый день есть новые повреждения и разрушения жилых домов, детских садов, школ, больниц, а также мостов, автомобильных дорог, железных дорог, АЗС и так далее. На восстановление всего этого из государственного бюджета выделяются десятки, а то и сотни миллиардов гривен, а в будущем потребуется еще больше. "Апостроф" разбирался, целесообразно ли сейчас тратить такие значительные средства на восстановление, и не стоило ли бы начинать это делать уже после завершения войны.
Общий ущерб Украины от войны, которую против нее ведет Россия, превышает полтриллиона долларов. Столько же, а, скорее всего, еще больше, потребуется для послевоенного восстановления страны, поскольку российский террор продолжается, а потому потенциальная сумма расходов на восстановление того, что разрушено и повреждено, растет.
Впрочем, страна (по крайней мере, значительная ее часть) не лежит в руинах, ожидая окончания военных действий, и понемногу отстраивается уже сейчас. Это касается жилья, учреждений сферы здравоохранения, образования, объектов транспортной и энергетической инфраструктуры и т.д.
Что-то делается силами громад (а иногда вообще самими гражданами), однако большинство средств на восстановление поступает из государственного бюджета – чаще всего в виде трансферов и субвенций тем самым громадам.
Восстановление через Агентство
"Апостроф" обратился с официальным запросом в Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры (Агентство восстановления) с вопросами о восстановлении страны во время войны. Издание ,в частности, интересовало, какие сейчас реализуются проекты по восстановлению, сколько денег уже потрачено на такие проекты, а также каковы источники финансирования программ и проектов по восстановлению страны.
В Агентстве в ответ на запрос сообщили, что им осуществляется экспериментальный проект по восстановлению населенных пунктов, которые пострадали в результате вооруженной агрессии России. Кроме того, есть проект по восстановлению объектов инфраструктуры, жилищного и общественного назначения, общественных зданий и сооружений.
Отдельно от этого Агентство завершает работы по восстановлению 14 искусственных сооружений, поврежденных в результате российской агрессии. Речь идет о мостах и мостовых переходах, большинство которых находятся в Харьковской области.
"Ремонтно-строительные работы на указанных искусственных сооружениях выполнялись за счет средств государственного бюджета, в частности: резервного фонда, государственного дорожного фонда, общего фонда, специального фонда. С 2022 года на восстановление поврежденных искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования государственного значения было направлено 19 347,4 млн грн", - говорится в ответе Агентства восстановления на официальный запрос "Апострофа".
Кроме того, согласно данным Агентства, на протяжении 2023-2025 годов оно осуществляло работы по нескольким направлениям (какие-то из них в определенные годы не были задействованы), а именно:
- "Развитие и восстановление инфраструктуры";
- "Строительство и восстановление объектов инфраструктуры, жилищного и общественного назначения, общественных зданий и сооружений";
- "Восстановление населенных пунктов, которые пострадали в результате вооруженной агрессии Российской Федерации";
- "Обеспечение реализации проектов восстановления инфраструктуры по программе "Поддержка быстрого восстановления Украины";
- "Восстановление критически важной логистической инфраструктуры и сетевого сообщения (RELINC), ключевые автомобильные сообщения".
В 2023 году Агентству восстановления на финансирование соответствующих направлений из государственного бюджета было выделено в общей сложности более 25,7 млрд грн. При этом кассовые расходы Агентства составили более 14 млрд грн.
В следующем, 2024 году, Агентству выделили из бюджета более 16,7 млрд грн, кассовые расходы составили почти 9,5 млрд грн.
Что касается текущего года (данные есть по состоянию на 31 июля), то общий объем финансирования составил более 7 млрд грн, кассовые расходы – более 2,15 млрд грн.
Бюджетные миллиарды
Однако это только финансирование, которое проводилось через Агентство восстановления.
Согласно отчету правительства о выполнении госбюджета 2023 года, финансирование капитальных расходов "в связи с ликвидацией последствий вооруженной агрессии и восстановлением и развитием инфраструктуры" составило 208,9 млрд грн. Это, как говорится в отчете, на 120,5 млрд грн больше, чем в 2022 году. Таким образом, можем посчитать, что соответствующие расходы в первый год большой войны составили 88,4 млрд грн.
В 2024 году, опять-таки, согласно данным правительственного отчета о выполнении бюджета, на финансирование восстановления ушло 306 млрд грн (правда, в эту смету было включено строительство фортификаций).
В бюджете-2025 средства на восстановление страны также предусмотрены. В частности, 115 млрд грн должны быть использованы для восстановления критической инфраструктуры, в частности транспортных и энергетических объектов. 36,4 млрд грн предусмотрены на социальные и инфраструктурные проекты, включая восстановление учебных заведений, больниц и систем водоснабжения в пострадавших регионах.
Кроме того, 71,8 млрд грн расписаны на финансирование "проектов в сферах транспорта, промышленности, здравоохранения, образования и энергетики". Не совсем понятно, что из этого пойдет собственно на восстановление, но, конечно же, определенная часть будет использована именно для этого.
Ну и, наконец, более мелкие суммы (в общей сложности где-то 5 млрд грн) планируется потратить на компенсацию за поврежденное или уничтоженное жилье в результате боевых действий, а также на Государственный фонд регионального развития.
Так что в этом году более 200 млрд грн, так или иначе, будут израсходованы на проекты, которые имеют отношение к восстановлению.
В целом же с начала российского вторжения на эти цели уже потрачено более полутриллиона гривен.
Восстановление с зонированием
В связи с этим все чаще высказываются мнения о том, стоит ли вообще тратить десятки, а то и сотни миллиардов гривен на восстановление, пока идет война.
Действительно, можно восстанавливать поврежденные объекты хоть каждый день, но в каждый последующий все будет разрушаться снова и снова.
Впрочем, ситуация с разрушениями и, соответственно, восстановлением, очень сильно отличается, например, во Львове и Харькове, Ужгороде и Сумах, Тернополе и Никополе.
По словам руководителя аналитического направления сети "АНТС" Ильи Несходовского, всю Украину следует разделить на зоны с точки зрения безопасности.
"Есть зона, где постоянно прилетает, и где есть постоянные риски обстрелов. Потом есть зона, которая деоккупирована, на которой велись боевые действия, она имеет соответствующие проблемы, и там могут быть прилеты. И, наконец, есть условно безопасная зона, где максимум возможны прилеты, и при этом такие регионы не пострадали (от боевых действий)", - объяснил эксперт в комментарии "Апострофу" принцип потенциального разделения страны.
Он считает, что в зоне, которая приближена к линии фронта, следует сосредоточиться на восстановлении инфраструктуры: "Если это безопасно для рабочих, или, если это настолько критично, что от этого зависит обеспечение определенного участка фронта, то это прежде всего восстановление дорожного покрытия, коммуникаций и т.д., но в этой зоне на данный момент однозначно не стоит восстанавливать дома, социальную инфраструктуру, если она не связана с фронтом. До 120 км – ничего не восстанавливать, только инфраструктура".
Что касается деоккупированных территорий, то там однозначно нужно восстанавливать все.
"Несмотря ни на что, люди должны видеть, что эти территории очень быстро возвращаются к мирной жизни - даже если учитывать, что туда могут быть прилеты. Если мы не будем этого делать, люди будут продолжать уезжать, мы будем и дальше терять людей, - объясняет свое мнение Илья Несходовский. - Все остальное - после каждого прилета однозначно нужно восстанавливать, при этом некоторые объекты военного назначения после прилета должны менять свою дислокацию".
В качестве красноречивого примера эксперт привел Ирпень Киевской области, который был оккупирован в первые дни вторжения: "Город восстановился очень хорошо, просто приятно. И это свидетельство для всех украинцев, что после деоккупации будет именно так".
Идеализм и прагматизм
Здесь следует вспомнить, что по договоренности с нашими западными партнерами мы не можем использовать их финансовую помощь на нужды безопасности и обороны. А вот на восстановление направляются как раз деньги из этой помощи.
При этом, как ни странно, восстановление – это не только о расходах бюджета, но и о его доходах тоже.
"Нужно с осторожностью смотреть на те области, которые находятся в зоне прямого обстрела. А все остальное безусловно должно быть восстановлено, - сказал в разговоре с изданием экономический эксперт Руслан Чорный. - Это абсолютно нормальный процесс, потому что если сейчас не заниматься восстановлением бизнеса, у нас нечем будет наполнять бюджет, из которого финансируется армия".
Ну и, важно, что мы вкладываем в понятие "восстановление".
По мнению Ильи Несходовского, на условно безоопасных территориях Украины пока что нельзя разворачивать масштабное строительство: "Инвестиции, прежде всего государственные, там, я считаю, нецелесообразны, это излишнее расходование средств и даже, в этом контексте, злоупотребление".
Также не следует путать восстановление страны с отмыванием денег.
"Нужно ли отстраивать парки, или перекладывать брусчатку, которую положили год назад? Ведь кому-то нужно осваивать бюджет. И здесь, безусловно, должны быть вопросы", – резюмировал Руслан Чорный.
