Коррупционеров не примут в ВСУ: как парламент обновил законодательство
Коррупционеров не примут в ВСУ: как парламент обновил законодательство

Коррупционеров не примут в ВСУ: как парламент обновил законодательство

Наказать станет сложнее.

Верховная Рада приняла закон №13271-1, который должен ужесточить ответственность за коррупционные правонарушения.

В пояснительной записке указано, что главная цель - обновить критерии уголовной и административной ответственности в сфере декларирования и незаконного обогащения.

Одним из основных изменений стал пересмотр порогов ответственности за недостоверное декларирование и незаконное обогащение.

Для уголовной ответственности за ложную информацию в декларации порог будет повышен с 1,5 млн грн до 2,27 млн ​​грн.

В НАБУ объяснили это тем, что за последние годы произошло существенное обесценивание гривны и рост стоимости жизни.

А вот административная ответственность за ошибки в декларациях будет применяться только в тех случаях, когда стоимость недостоверных сведений превысит 454 200 грн.

Сейчас она начинается с 302 800 грн.

Соответствующие изменения в Уголовный кодекс предполагают, что за умышленное декларирование ложной информации на сумму свыше 2,27 млн ​​грн должностному лицу будет грозить штраф до 136 тыс.

грн, общественные работы или даже лишение свободы до двух лет.

"Законопроект предлагает увеличить суммы, за которые наступает ответственность за ложные данные в декларациях.

Административная ответственность - если ложь превышает 150 прожиточных минимумов, это 454 тыс.

Сейчас эта норма установлена ​​на уровне 100 прожиточных минимумов - 302 тыс.

Уголовная ответственность – если сумма превышает 750 прожиточных минимумов - 2,27 млн ​​грн.

В действующем законе это от 500 прожиточных минимумов, то есть 1,51 млн.

Это значит, что должностных лиц будет сложнее наказать за ложные декларации", - так прокомментировали новый закон эксперты Центра противодействия коррупции.

Документ также вносит изменения в закон "О предотвращении коррупции", которыми ограничивается право НАПК проводить мониторинг образа жизни декларантов: он сможет проводиться только за период пребывания человека на определенных законом должностях.

Центр противодействия коррупции обратил внимание на то, что законопроект существенно ограничивает мониторинг образа жизни чиновников.

Ведь Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) сможет проверять только то имущество и состояние, которое чиновник получил за время пребывания в должности.

Это означает, что любые активы, оформленные до или после того времени, нельзя будет проверить.

"Таким образом, должностные лица смогут до вступления в должность вписывать суммы средств и имущество, которое на самом деле не имеют, чтобы потом оправдать награбленное.

А после увольнения - смогут вообще не переживать, что у них найдут украденные у государства средства, и успеть их легализовать.

пользуется им, не являясь непосредственным владельцем.

При таких изменениях мониторинг образа жизни вообще теряет весь свой смысл",- подытожили в Центре.

В армии не спрятаться от ответственности.

Принятый документ также дополнит новой нормой закон Украины "О воинской обязанности и военной службе" (часть 2 статьи 4).

Согласно этой норме, Вооруженные силы Украины и другие военные формирования не смогут комплектоваться такими гражданами:.

- обвиняемыми в совершении тяжкого и/или особо тяжкого коррупционного уголовного преступления;.

- в отношении которых уголовное производство находится в стадии судебного разбирательства.

"То есть лицам, обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого коррупционного преступления, нельзя будет мобилизовываться - чтобы таким образом откладывать возможное наказание (если дело слушается в суде).

Следует отметить также, что, согласно статье 335 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины "Остановка судебного производства", рассмотрение дела судом может останавливаться в отношении обвиняемого, призванного для прохождения военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период - до увольнения с воинской службы", - сообщает РБК-Украина.

В дальнейшем же в переходных положениях УПК будет предусмотрено, что суд может остановить рассмотрение дела в отношении человека, обвиняемого в тяжком или особо тяжком коррупционном преступлении и служащего в армии (по мобилизации или по контракту), только если установит, что этот человек никак не может участвовать в суде (даже с помощью видеосвязи), поскольку непосредственно участвует в мероприятиях по защите Украины.

А в случае, если раньше судебное разбирательство было остановлено на основании статьи 335 УПК (из-за службы в армии), по ходатайству стороны уголовного производства или по собственной инициативе суд сможет его возобновить - если человек перестал принимать непосредственное участие в обороне страны и может участвовать в суде (хотя бы в формате видеоконференции).

Вторая самая серьезная проблема.

Коррупция остается одной из тех проблем, которые широко представлены в медиа-пространстве и на которые особенно остро реагируют украинцы.

Согласно результатам опроса Киевского международного института социологии (КМИС), граждане Украины считают коррупцию второй серьезнейшей проблемой после войны.

Но только 10% украинцев сообщают о коррупции, с которой сами сталкиваются.

Как стало известно из опроса, проведенного в феврале-марте этого года, 92% населения считает, что коррупция является скорее серьезной или очень серьезной проблемой (войну считают скорее серьезной или очень серьезной проблемой - 95%).

При этом если в 2022-2023 годах 43% считали коррупцию очень распространенной в Украине, то в 2024 году такого мнения придерживались уже 63%.

В 2024 году 49% респондентов высказали мнение о том, что за последние 12 месяцев уровень коррупции вырос, снижение заметили только 5%, а остальные придерживались того мнения, что уровень коррупции не изменился или не смогли определиться с ответом.

Галина Гирак.

Теги за темою
Збройні сили України Корупція Закон
Джерело матеріала
loader
loader