/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2F102f83b45ae50fa66dea104b2b75f93c.jpg)
Война за воду. Пакистан на грани наводнения или засухи
Проблемы с распределением воды между Индией и Пакистаном еще одна сторона противостояния между странами.
23 апреля 2025 года индийское правительство приостановило действие договора о водах реки Инд в ответ на теракт в союзной территории Джамму и Кашмир на севере Индии.
Это усилило давние опасения пакистанцев, что Индия вызовет в Пакистане наводнения или засуху.
Индия контролирует истоки Инда, который обеспечивает водой 80% сельскохозяйственной сферы и гидроэнергетики Пакистана.
Последствия приостановки договора уже ощутимы: в последние недели пакистанские власти сообщают о выходе из берегов реки Джелам, а индийские журналисты — об обмелении реки Чинаб на территории Пакистана.
Причина проблем.
Истоки большинства рек в регионе располагаются в Индии — из-за этого Пакистан оказался в зависимом положении от соседа, с которым у него напряженные отношения.
В сентябре 1960-го Индия и Пакистан успешно завершили длившиеся девять лет переговоры: индийский премьер Джавахарлал Неру и пакистанский президент Мухаммед Айюб Хан подписали договор о водах Инда.
Под контроль Индии перешли три восточные реки из речной системы Инда (Сатледж, Биас и Рави), а под контроль Пакистана — три западные реки: Джелам, Чинаб и сам Инд.
Верховья всех этих рек находятся в Индии.
Однако индийские власти гарантировали, что не будут ограничивать доступ воды на территорию Пакистана — несмотря на нерешенный спор о принадлежности Кашмира.
После убийства индийских туристов боевиками в апреле 2025 года власти Индии не только приостановили действие договора о водах Инда, но и заявили, что хотят полностью лишить Пакистан доступа к рекам, протекающим по территории обоих государств.
“Теперь индийская вода будет течь на благо Индии, сохраняться на благо Индии и использоваться для прогресса Индии”, — заявил индийский премьер Нарендра Моди.
Цикличность проблем Пакистана.
Климатические изменения и резкий рост населения в последние десятилетия усугубили ситуацию с водой в Пакистане.
Засухи в регионе все чаще чередуются с наводнениями.
Это приводит к разрушениям и вредит урожаям.
Засухи делают сельскохозяйственные земли непригодными для возделывания.
Из-за этого население массово мигрирует в города, что в свою очередь провоцирует нехватку воды уже там.
При этом больше трех четвертей запасов пресной воды Пакистана поступают из-за границы — в основном из бассейна реки Инд.
В июле 2023-го индийские власти направили воду из реки Сатледж в Пакистан, надеясь таким образом справиться с наводнением, начавшимся из-за аномальных осадков, вызванных муссонами.
Это привело к масштабному затоплению урожаев на пакистанских территориях.
Другие конфликты из-за воды.
“Если войны этого века велись из-за нефти, то войны следующего столетия будут вестись из-за воды”, — сказал в 1995-м египетский экономист и вице-президент Всемирного банка Исмаил Серагельдин.
По данным Тихоокеанского института исследований в области развития, окружающей среды и безопасности, за всю историю человечества было больше 1630 конфликтов, так или иначе связанных с водой.
Большинство из них произошли именно в XXI веке.
Это связано с тем, что в XX веке глобальный расход воды увеличился более чем вдвое относительно населения планеты.
Воды попросту не хватает.
Свою роль сыграли и климатические изменения.
Один из крупнейших связанных с водой конфликтов последних десятилетий начался в регионе Дарфур на западе Судана в 2003 году.
После он перерос в гражданскую войну.
Вода часто становится поводом для конфликтов и в Центральной Азии, где странам нужно обильно поливать хлопковые и рисовые поля, вырабатывать из воды энергию и использовать ее на текстильных фабриках.
В августе 2023-го Кыргызстан перестал подавать воду в Казахстан, сославшись на нехватку ресурсов из-за засухи.
В ответ казахские пограничники начали подолгу досматривать фуры из Кыргызстана, спровоцировав скопление машин с портящимися грузами.
Вскоре после этого казахские власти на короткое время фактически закрыли границу для транспорта из Кыргызстана.

