Все родом из Санкт-Морица
Шале, фондю, устрицы, глинтвейн, горные лыжи, сани и спа, — все то, с чем сегодня ассоциируется зимний отдых — на самом деле зародилось в швейцарском Санкт-Морице. До середины XIX века Швейцарию знали лишь как летний курорт (знали в основном британские туристы-первопроходцы). А потом человек по имени Йоханнес Бадрутт основал тут отель Kulm, первый гранд-отель в Сант-Морице и первое здание с электрическим освещением в Швейцарии, и предложил гостям приезжать сюда и зимой. Причем сформулировал свое предложение так, что отказаться было невозможно: «Если вам не понравится, — обращался Бадрутт к своим потенциальным гостям, — я оплачу вам все дорожные расходы». Надо ли говорить, что путешественникам понравилось? Зимовать в окружении сияющего белого снега, подставляя лицо солнцу, которое светит тут 322 дня в году, оказалось куда приятнее, чем тосковать в дождливом Лондоне.
С 60-х годов XX века, когда Санкт-Мориц уже завоевал репутацию модного светского курорта, тут зажила новая тема — искусство. В основном современное: началось все с местного промышленника Гунтера Закса, который собрал у себя в апартаментах внушительную коллекцию Уорхолла, Кляйна и Лихтенштейна. А потом пошло-поехало, или даже полетело, как со склона с ветерком: всякий уважающий себя бизнесмен или отельер считал необходимым обзавестись какой-нибудь искусной диковинкой. И не прятать её в хранилищах, а показывать постояльцам.
Чай с Мадонной
Одно из любимых моих мест в зимнем Санкт-Морице — отель Badrutt's Palace с панорамными видами на Энгадинские Альпы и озеро. Когда приезжаешь сюда впервые, кажется, что оказываешься в интерьерах старинного фильма о Европе времен belle époque — не удивительно, что здесь останавливались Альфред Хичкок, Одри Хёпберн и Чарли Чаплин. Но любители искусства приезжают сюда не из-за громких имен, великолепного спа с крытыми и открытыми бассейнами, а ради полотна, которое висит в специальном зале Madonna Saal. Если вы бывали в Дрездене, то наверняка видели в местной галерее «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. На самом деле дрезденская картина — это созданная самим Рафаэлем, но копия. А вот оригинал висит в Badrutt's Palace. Я очень люблю пить здесь чай по вечерам и представлять, что это чаепитие… в музее.
Сейчас, приезжая в Санкт-Мориц, я всегда жду встречи с прекрасным. Например, в последний раз нам с подругой удалось застать экспозицию Hauser & Wirth про связь между городским искусством Жана-Мишеля Баския и альпийскими пейзажами Энгадина. А еще выставку фотографа Тони Келли, которого я обожаю.
Перчатка на блюде
Публика в смокингах, фортепианная музыка по вечерам, швейцары в идеально подогнанной униформе… Если в других отелях все это может выглядеть просто красивыми атрибутами для туристов, то в Badrutt's Palace все по-настоящему. Приезжая сюда, я чувствую, что не смотрю историческое кино, а сама живу в нем, ощущая себя главной героиней. Для меня как для актрисы это отдельное удовольствие.
Во время нашего последнего путешествия подруга потеряла любимую перчатку и попросила помочь с поисками. И вот стук в дверь, и перед ней стоит мальчик в цилиндре и держит поднос с перчаткой! Кинематографично, красиво, но при этом совсем не пафосно. Как говорит управляющий отелем Рихард Лоинбергер: «Здесь гости расслабляются и живут настоящим». И действительно, это одно из немногих мест в мире, где я по-настоящему отпускаю себя. Ведь сервис — несмотря на цилиндры — учитывает все запросы современных гостей. И неважно, мировая вы знаменитость или обычный постоялец, ко всем относятся с равным почтением. Это та самая история про old money, когда воспитание — важнее денег.
Дороги с облаками
Санкт-Мориц, да и вообще вся Швейцария, — это про горизонты, небо и свободу. И, наверное, именно за эту возможность круглые сутки видеть перед собой идеальную картинку, не отягощенную ничем лишним, за эту чистейшую видеоэкологию буколических пейзажей я больше всего люблю эту страну. Мне нравится здесь даже просто ехать на машине (соблюдая достаточно жесткий скоростной режим — у них с этим строго!) и любоваться просторами. Никаких привычных русской культуре заборов, никакой архитектурной какофонии. Только красивые отели нет-нет да появляются из-за деревьев, и они настолько точно подогнаны к пейзажам, что кажется, сами являются частью природы.
Тело и дух
Из Санкт-Морица возвращаются не только с исправленной оптикой, но и с обновленным телом. Богатые железом местные термальные источники известны с тридцатых годов XIX века — именно тогда здесь построили первые купальни. А сейчас спа с десятками восстановительных программ есть в каждом отеле. Местные процедуры хороши сами по себе, но лучше всего сочетать их со спортом. Помимо лыж зимой (350 километров лучших трасс, на которых дважды проходили Олимпийские игры, открыты по май включительно), здесь можно заниматься хайкингом, кататься на велосипеде и купаться в озерах. Если спортивного настроения нет, можно смотреть, как занимаются спортом другие, попивая глинтвейн на террасе. Местные горнолыжники такие модники. Здесь до сих пор можно встретить дам, съезжающих со склонов в бриллиантах. А моя большая мечта — побывать на Кубке мира по конному поло на снегу — он проходит здесь, в Санкт-Морице в январе.
Отдельное телесное удовольствие — это швейцарская гастрономия. Мои любимые рестораны в городе — Langosteria Sankt Moritz и Paradiso Mountain Club & Restaurant. В первом надо пробовать нежнейшие фаршированные кальмары, во втором — идеальное альпийское фондю, главное займите место на открытой террасе, вид на озеро и горы отсюда головокружительный.
Философия «гемютлихкайт»
В немецком языке есть словечко gemächlichkeit, которое по-русски можно произнести приблизительно как гемютлихкайт. Это такой швейцарский аналог знаменитого скандинавского лайфстайл-бренда «хюгге» — это слово используют, когда говорят об уютной неспешности. В Швейцарии, особенно в маленьких её городках, всё очень размеренно. И если вы приезжаете из Москвы, на это надо заранее настроиться.
В конце нашего путешествия заезжаем в Гштад — маленькую деревеньку с одной улочкой, где можно полностью отключиться. Останавливаемся в симпатичном шале, сдаем в стирку термобелье и тут выясняем, что стирать будут три дня… Экспресс-услуга — это два дня. А за день — только если заказать какой-то «суперэкспресс». Мы не расстроились, решили, что постираем дома. В конце концов, эта неспешность — и есть то, за чем мы ездим в Швейцарию.
Фото: из личного архива Анны Александровой