Наказание для ТЦК и ВЛК: ждать ли справедливой мобилизации?
Наказание для ТЦК и ВЛК: ждать ли справедливой мобилизации?

Наказание для ТЦК и ВЛК: ждать ли справедливой мобилизации?

Критиковать работников ТЦК действительно есть за что. Военные жалуются на уровень новобранцев, направляемых в учебные центры, граждане - на нарушение их прав во время задержания на улицах. Однако самосуд и насилие по ним недопустимы, предостерегает командование ВСУ. Между тем, в Раде предлагают усилить ответственность для работников ТЦК и ВЛК. Что изменится и удастся ли таким образом вернуть доверие к этим институтам - анализировал "Апостроф".

Недавно в Верховной Раде зарегистрировали законопроект 12442, который предлагает ввести уголовную ответственность для руководителей территориальных центров комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП) и председателей и членов военно-врачебных комиссий (ВЛК). Среди инициаторов – нардепы из разных комитетов, в т.ч. обороны, соцполитики, правоохранительной деятельности

Депутаты хотят наказывать за мобилизацию без законных оснований и за сознательное "игнорирование" тех, кто должен защищать Родину по состоянию здоровья. "Установлены случаи призыва граждан на военную службу, которые не подлежали такому призыву в соответствии с законом, безосновательным предоставлением отсрочок, непривлечением к ответственности уклоняющихся от призыва, ненаправлением в орган досудебного расследования сообщения о совершении уголовного правонарушения гражданами, не прибывшими по повесткам. .. Кроме того, нередки случаи нарушения порядка проведения медицинского осмотра для определения пригодности к военной службе должностными лицами военно-врачебных комиссий, что приводит к нарушению прав граждан, уклонению от призыва на военную службу или к незаконному увольнению с военной службы военнослужащих”, - сказано в пояснительной записке.

Какую именно ответственность для ТЦК и ВЛК хотят ввести

Законопроект предлагает дополнить Уголовный кодекс Украины новыми статьями. Так, председателей и членов ВЛК будут наказывать за умышленное нарушение порядка проведения медицинского осмотра для определения пригодности к военной службе, что привело как к незаконному призыву граждан на военную службу, так и к их освобождению от военной службы. Санкция статьи - лишение свободы сроком от двух до пяти лет и от трех до шести лет (за повторное преступление и в сговоре). Наказание за эти действия во время военного положения жестче – лишение свободы от трех до восьми лет.

Также к уголовной ответственности могут привлечь должностных лиц ТЦК за нарушение порядка призыва граждан на военную службу, что привело к умышленному их призыву или уклонению от военной службы. Депутаты предлагают наказывать за это служебным ограничением сроком до двух лет или содержанием в дисциплинарном батальоне, или лишением свободы до пяти лет - в мирное время. В то же время в условиях военного положения санкция статьи - лишение свободы на срок от трех до восьми лет с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

Есть в инициативе и предложение наказывать председателей, их заместителей, членов и секретарей внештатных постоянно действующих ВЛК или врачебно-летних комиссий за незаконное обогащение. Они также будут наказаны лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет в случае приобретения активов, стоимость которых более чем на шесть тысяч пятьсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан превышает ее законные доходы (т.е. если разница 110 500 грн).

Усилится ли защита прав во время призыва

Встреча с ТЦК на улице не всегда сопровождается погонями. "Мои впечатления от работников ТЦК, который встретил вблизи метро Печерское, были положительными, - рассказал солдат Сергей Кирпатый (фамилия изменена). - Я видел, что один из остановивших меня работников ТЦК имел ранения. Вероятно, демобилизованный”.

Однако члены ВЛК несколько удивили. "Во время ВЛК врачи меня внимательно выслушали, дали день, чтобы я собрал и показал им свои медицинские справки с диагнозами. Однако создалось впечатление, что они очень хотят меня отправить на службу”, - поделился он.

И действительно - при одних и тех же диагнозах ВЛК то направляет человека на оперативное вмешательство перед мобилизацией, то не делает этого, подвергая новобранцев опасности.

"Проблемным вопросом данных изменений [в УКУ] останется возможность реализации права военнообязанного лица на обжалование заключения ВЛК и привлечения к уголовной ответственности виновного должностного лица. Ведь в сложившихся реалиях медицинские осмотры проводятся достаточно поверхностно, без учета жалоб и предварительных диагнозов лиц, проходящих обследование, и даже без возможности ознакомления с выводами ВЛК”, - комментирует “Апострофу” адвокат АО Evrikalaw Мирослава Мостовая.

В то же время вызывает сомнение возможность реального привлечения к ответственности за неправомерные задержания ТЦК. На сегодняшний день в законодательстве достаточно [способов для привлечения к] ответственности. Что мешает сегодня привлечь к ответственности? Если речь идет об административном правонарушении, этим может заниматься военная служба правопорядка ВСУ. Если речь об уголовном правонарушении – ГБР”, – объясняет “Апострофу” юрист Ростислав Кравец.

То есть действенного механизма влияния на должностных лиц и работников ТЦК нет. Поэтому эффективность описанных законодательных изменений, в первую очередь, будет зависеть от создания четкой процедуры урегулирования проблемных вопросов, в частности, путем выделения специальных подразделений в правоохранительных органах, уполномоченных реагировать на обращение по факту ненадлежащего проведения медицинских осмотров и незаконного задержания военнообязанных лиц, отмечает Мостовая.

ТЦК и ВЛК дадут на орехи: улучшится ли уровень новобранцев

В воинских частях не скрывают недовольства новобранцами. "Есть с наркотической и алкогольной зависимостью, потому что кого поймали, того и прислали, ведь им просто нужно выполнить план. Мы не можем выбирать людей, которых нам присылают. Нет здоровых среди пополнения, которое сейчас приезжает. Здоровых они "не могут" догнать", - говорит "Апострофу" начальник службы по связям с общественностью 110-й ОМБр Иван Секач.

Разобраться, кто действительно болен, а кто симулирует – нелегко. Кое-где на учебе оказываются те, кто там точно не должен быть. "Несколько месяцев назад был случай. Человек психически больной пришел подтвердить сведения, сообщили, что на лечении у психиатра из-за травмы головы. Не проверяли информацию, а отправили в воинскую часть. А в части не знают, что с ними делает. Они отправили в больницу, для прохождения повторного ВЛК и человека демобилизовали”, - рассказывает “Апострофу” адвокат Алина Самарец.

Воинская часть не является субъектом проверки правомерности отправки человека на службу – она может исключительно направить на повторные ВЛК, говорит Самарец. Однако следует иметь в виду, что другая ВЛК часто повторяет решения предыдущей. "Медики - это действительно такая закрытая каста, где даже в частном порядке боятся говорить правду, они настолько друг друга поддерживают", - отметила собеседница издания.

Кое-где, в "учебке" оказываются родители троих детей до 18 лет, что дает им право на отсрочку. Таким образом, вместо пополнения личного состава воинская часть получает дополнительные хлопоты. Предложенные наказания для ТЦК и ВЛК ничего не изменят, рассуждает Секач. "Сейчас все, кого остановишь на улице больные, хоть по спортзалам ходят , - говорит он. - К сожалению, нет понимания, что будет, если придут м***али, много трусов. А еще есть аудитория, которой просто все безразлично… Думаю, нам нужно признать, что у нас недостаточно людей и не стесняться призывать иностранцев, формировать иностранные легионы, с переводчиками, интегрировать их в подразделения”.

Улучшить ситуацию может и введение четких сроков службы. Ведь перспектива оказаться в окопе до завершения боевых действий отпугивает многих сознательных граждан.

Джерело матеріала
loader
loader