Только "первая серия".
В ночь на 26 октября Армия обороны Израиля нанесла серию воздушных ударов по военным объектам в Иране.
Руководство ЦАХАЛ заявило: бомбардировка стала ответом на "месяцы непрерывных атак" со стороны Тегерана.
Воздушные удары наносились внесколько волн, в воздух поднималось более ста истребителей, в том числе F-35.
Самолеты ВВС Израиля нанесли точечные удары по предприятиям по производству ракет в Иране, ракетным комплексам класса "земля-воздух" и "воздушным объектам, призванным ограничить свободу действия израильской авиации", сообщают разведслужбы.
По данным иранских СМИ, среди прочего под обстрел попали несколько военных баз в районе Тегерана, а также командный пункт Корпуса стражей исламской революции.
"Режим в Иране и его доверенные лица в регионе постоянно атакуют Израиль с 7 октября (2023 года - ред.) на семи фронтах, включая прямые атаки с иранской территории.
Как и любая другая суверенная страна в мире, Израиль имеет право и обязанность ответить", - объяснили израильские военные эти свои действия.
Как заявил впоследствии начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Херци Ха-Леви, Израиль при этом использовал лишь часть своих возможностей.
В субботу, 26 октября, он провел оценку ситуации с членами Форума генерального штаба в военном штабе в городе Кирьят, сообщает РБК-Украина со ссылкой на Telegram-канал ЦАХАЛа.
По итогам заседания Ха-Леви отметил, что "наше послание очень, очень четкое и связано с происходящими на Ближнем Востоке событиями в течение последних месяцев".
Он заверил, что Израиль будет знать "о любой угрозе, где угодно, когда угодно, мы будем знать, как до нее добраться, мы будем знать, как нанести удар" и что "сейчас этот месседж значительно усилен".
"Мы использовали лишь часть наших возможностей; мы можем сделать гораздо больше.
Мы нанесли удар по стратегическим системам в Иране, что имеет большое значение, и теперь мы увидим, как будут развиваться события.
Мы готовы ко всем сценариям развития событий на каждой арене", - подчеркнул он.
В администрации президента США Джо Байдена, конечно, одобрительно прокомментировали ответные удары Израиля на ракетную атаку Ирана - но как-то вяло и неуверенно.
"Она (атака - ред.) была широкой.
Она было прицельной.
Она была точной.
Она была направлена против военных объектов по всему Ирану.
Она была очень тщательно подготовлена по многим направлениям.
И опять же, я думаю, что она была рассчитана на эффективность", - рассказал в комментарии телеканалу CNN неназванный представитель президентской администрации.
Общее дело.
Но, несмотря на обвинения в слабости долгожданного ответа Израиля на иранский террор - раздаются определенные упреки в том, что целыми остались ядерные и энергетические объекты - уже точно известно: израильский "ударный мести" вывел из строя ключевой компонент иранской программы по производству баллистических ракет.
Важно для нас то, что именно такие ракеты ранее Тегеран передавал Москве для ударов по Украине.
Были повреждены и иранские системы ПВО, Израиль повредил две секретные военные базы Ирана.
При этом, по данным СМИ, Россия за день до ударов Иран о них предупредила.
Офицер ЦАХАЛа, военный историк Григорий Тамар признает, что перед "ударом мести" давление на Израиль со стороны западных союзников было незаурядным.
"Ну, например, американцы были категорически против расширения военной операции в Ливане.
Так что, по сути, что сделал Израиль? Он в определенной степени разменял эти карты, иранскую карту на Ливан", - пояснил эксперт в интервью на You.
Tube-канале Гордон.
По его словам, в отдельном анализе нуждаются военная и политическая составляющие этих событий.
"Эта операция показала выдающиеся военные возможности небольшого государства Израиль..
Так же это продемонстрировало тотальную политическую зависимость Израиля от Соединенных Штатов, нравится или не нравится нам этот факт.
И дальше нам надо, учитывая этот факт, выстраивать обороноспособность нашего государства в соответствии с реалиями, а не придумывать реалии, которые нам хочется.
У нас для этого есть политическая дерзость, политическая воля и ресурс.
Звучит, извините, какая отличная рекомендация и для Украины", - сказал он.
При этом Тамар отметил, что "одним из сценариев изменения геополитической ситуации в нашу пользу" может быть союз Украины и Израиля.
"Если такое произойдет, моментально могут присоединиться и другие адекватные режимы Европы, такие как Чехия, как страны Балтии.
И тогда подобный союз не сломать: это настолько очевидно для кремлевского режима, что он постоянно пытается вбить клин между нашими государствами, нашими народами", - добавил израильский военный.
Обнадеживает, по словам Тамара, такой интересный факт: недавно в Украине, в Киевепобывала группа израильских специалистов, офицеров, инженеров, технологических работников.
Они провели серию консультационных встреч с украинскими коллегами для того, чтобы выработать общий алгоритм действий против иранской угрозы.
По поводу же военной составляющей можно сказать следующее: только детонация взорванного одновременно с "ударом мести" ливанского подземного склада с боеприпасами равнялась землетрясению магнитудой в 4,5 балла, сообщил эксперт.
При этом благодаря самому удару "противовоздушная оборона и противоракетная оборона как род войск в Иране перестали существовать", продолжил он.
"Есть повод налить рюмку водки и выпить за упокой иранской ракетной промышленности, иранской промышленности по изготовлению дронов.
Это "прекрасные" летательные аппараты, вошедшие в дом каждого израильтянина и каждого украинца, и сегодня народу Украины и народу Израиля будет легче дышать, потому что эти заводы уничтожены", - подчеркнул Тамар.
Но он также отметил, что "следующий удар Израиля будет по нефтяной промышленности Ирана".
От этого, по всей видимости, перед президентскими выборами израильтян удержали Соединенные Штаты.
Именно поэтому с открытием торговых бирж в Азии утром в понедельник, 28 октября, было зафиксировано падение цен на нефть: дилеры вздохнули с облегчением, поскольку узнали, что удар Израиля по Ирану не повредил нефтяным объектам этой страны, сообщает The Times of Israel.
И это нам тоже на руку: у РФ будет хоть немного меньше денег на войну.
Ирина Носальская.