В Украине на третий год войны может произойти опасный прецедент, когда арестованные активы подсанкционного россиянина может получить в управление структура, связанная с россиянами из спецслужб. Речь идет об арестованных корпоративных правах компании IDS Ukrainе (Моршинская), которые предыдущее руководство АРМА передало прямому конкуренту – «Карпатской джерельной». Само по себе это решение противоречит здравому смыслу и экономической конкуренции. Это то же самое, если бы компанию «Кока кола» передали в управление прямому конкуренту – компании «Пепси кола», или наоборот. Я даже не знаю, как такое решение могло бы прийти в голову, но в Украине это возможно.
В настоящее время Антимонопольный комитет Украины осуществляет рассмотрение дела о разрешении на концентрацию ООО «Карпатские минеральные воды» (далее ООО «КМВ») управлять активами компании IDS Ukrainе. С точки зрения здравого смысла и экономической целесообразности это абсолютно нелогичное решение. Компания «Карпатская Джерельна» является основным конкурентом группы IDS, с единственным уточнением, ООО «КМВ» контролирует до 10% рынка, а IDS Ukrainе около 40%. Таким образом, под управлением ООО "Карпатские минеральные воды" будет сосредоточено 50% рынка фасованной минеральной воды. Также ООО КМВ строит новый завод во Львовской области, мощности которого будут покрывать 30% рынка. Итак, сейчас это будет субъект, который будет иметь долю 50% рынка, затем в перспективе год-полтора 80% рынка минеральных и питьевых вод.
АМКУ в рамках рассмотрения дела по концентрации, а именно 13 сентября, опубликовал предложенные ООО «Карпатские минеральные воды» обязательства. Печально, хотя не удивительно, что они не берут на себя никаких обязательств развития бизнеса, но если говорить хотя бы за сохранение бизнеса – здесь есть ряд больших вопросов. В своих заверениях они отмечают, что не будут назначать людей, занимающих должности в ООО КМВ или связанных субъектах хозяйствования. Но во-первых, речь здесь не идет о бывших лояльных работниках топ-менеджмента ООО «КМВ». А во-вторых, можно назначать людей, которые де-юре не связаны с ООО КМВ, но будут действовать в интересах этой компании. В документе указано, что ООО "КМВ обязуется не ограничивать отгрузку фасованной воды". На самом деле, такие заверения абсолютно ничем не подкреплены.
Например, программа управления ООО «КМВ» корпоративными правами IDS Ukrainе не направлена на поглощение актива, но отнюдь не на сохранение, а тем более развитие. Согласно программе Управления, ООО «КМВ» декларирует намерение обеспечить ежемесячную оплату от управления активами компании IDS Ukrainе в объеме 26 млн. грн. в месяц. В то же время, в случае недостижения таких показателей, задекларированных на конкурсе, АРМА, ООО «КМВ» обязуется платить 2 млн. грн. собственных средств ежемесячно. Фактически уплатив 2 млн. грн. в месяц, управляющий может вообще остановить деятельность IDS Ukrainе и извлечь все выгоды от роста объемов собственного бизнеса на этом же рынке. При этом эта компания уплатила только за полгода налогов на 600 млн грн.
Сомнительное решение предыдущего руководства АРМА по выбору такого управляющего может привести к нанесению ущерба государству. Фактически актив, который должен был принести доход в государственный бюджет, может вообще обанкротиться и принести убытки. Компания "Карпатская джерельна" не имеет достаточных стимулов для развития IDS Ukrainе, поскольку ее основной интерес заключается в устранении конкурента. Здесь вопрос к правоохранителям, как такое вообще возможно, и почему против предыдущего руководителя АРМА не возбуждено никаких производств по факту возможного злоупотребления служебным положением, которое может привести к нанесению ущерба государственному бюджету.
Российский след «Карпатской джерельной»
ООО «Карпатские минеральные воды» или более известная под названием «Карпатская джерельна» принадлежит Сергею Устенко и его отцу Петру Устенко. Устенко-старший еще с 90-х годов был активным участником политической и бизнес-жизни в Украине. В 2006 году Украинская правда писала, что Устенко представляет интересы энергетического олигарха, гражданина РФ Константина Григоришина, контролировавшего большую долю украинской энергетики, но ныне находящегося под санкциями. Еще раньше, в мае 2003 г., в медиа всплывает информация, что "Корпорация АМП", возглавляемая Устенко-старшим, является "ведущим поставщиком тепловыделяющих сборок на украинском энергетическом рынке" через украинско-российское СП "ТВЭЛ-Энергия", в котором "Корпорация АМП имела наибольшую долю размером 45% уставного капитала, российское государственное ОАО "ТВЭЛ" - 35%. Кстати, торговля урановыми элементами для атомных электростанций всегда идет под пристальным наблюдением спецслужб. Соответственно, случайные люди с улицы такими делами не занимаются.
Бизнесмен-политик Петр Устенко был членом в ныне запрещенной Социалистической партии вместе с государственным изменником Ильей Кивой. Также журналисты сообщили, что Петр Устенко вел переговоры с представителями кремлевского куратора и идеолога создания сепаратистских анклавов на Востоке Украины «ЛНР/ДНР» Владислава Суркова. Примечательно, что сама социалистическая партия никогда не отличалась проукраинскими идеями, а скорее наоборот – настаивала на дружбе со страной-агрессором.
Петр Устенко владел одним из крупнейших производителей вина и шампанского на территории Крыма – "Золотая балка". В мае 2015 г. имущество "Золотой балки" было арестовано, но 15 сентября 2015 г. претензии сняты, арест отменен, так как стороны подписали мировое соглашение. По странному стечению обстоятельств, "новым владельцем" завода Петра Устенко стала жена российского "короля подшипников" - Артема Зуева, также интересующегося в сфере переработки уранового сырья.
В медиа сообщили, что Устенко продал Зуеву завод, и таким образом Устенко-старший уплатил налоги в бюджет страны агрессора, тем самым профинансировал вооруженную агрессию против Украины. Однако украинским чиновникам это не помешало семье Устенко отдать в управление корпоративные права IDS Ukrainе, которой владел россиянин Фридман.
Можно предположить, что именно на средства, вырученные от продажи имущества в оккупированном Крыму, семья Сергея и Петра Устенко строит новый завод для «Карпатской джерельной» во Львовской области за 20 миллионов евро. Вопрос о происхождении денег на инвестиции в новый завод может быть очень неудобным, а Служба безопасности Украины должна проверить их происхождение. Как и другие органы в сфере реализации санкционной политики и противодействия предателям и коллаборантам. Ведь уплаченные налоги в бюджет врага и финансирование агрессии против Украины – тяжкое преступление.
Таким образом, владельцы ООО КМВ имеют тесные связи с бизнес-структурами и политическими элитами страны агрессора. Теперь семьи Петра и Сергея Устенко хотят передать арестованные корпоративные права IDS Ukrainе, которыми владел подсанкционный россиянин Фридман. Совершенно странное и нелогичное решение, противоречащее здравому смыслу и принципам экономической конкуренции.
В результате создания нового водного монстра «Карпатская джерельна» усилится давление на ритейл, в частности, есть угроза уменьшения сроков по расчетам. Рыночная доля КМВ позволит сократить сроки расчетов за поставленную продукцию. При этом, чтобы не терять денежные ресурсы, сети, очевидно, увеличат сроки расчетов для других участников рынка, то есть ухудшат их положение. Таким образом, от решения АМКУ зависит дальнейшая честная конкуренция на рынке.
Тем временем IDS Ukraine государственные институты провести новую объективную прозрачную оценку ее корпоративных прав, которые переданы в управление АРМА. Предложение компании базируется на том, что стоимость активов была занижена малоизвестным оценщиком, по меньшей мере, вдвое — 1,49 млрд. грн. против независимой оценки, которая достигает 2,9 млрд. грн. Такая разница создает очевидную возможность для управляющего безнаказанно разворовать компанию или просто ее уничтожить. Не в этом ли лежит такое большое желание передать скорейшее предприятие в управление компании? Ведь каждый понимает, что это со всей очевидностью противоречит интересам Украины и несет прямой вред государству, поэтому должно стать объектом интереса компетентных органов.