«Мир Кристины»: тайны и боль одной из самых тревожных картин XX века
«Мир Кристины»: тайны и боль одной из самых тревожных картин XX века

«Мир Кристины»: тайны и боль одной из самых тревожных картин XX века

«Мир Кристины», Эндрю Уайет, 1948

Человек не смог бы прожить без искусства. Кому-то это утверждение покажется слишком категоричным, но от этого оно не перестает быть правдивым. К счастью, в последние годы популяризация как классической, так и современной живописи набирает обороты. В выходные дни мы часто предпочитаем музеи и галереи для того, чтобы полюбоваться на уже знакомые творения художников или, наоборот, открыть для себя новые имена и работы.

Порой полотна способны вернуть нам радость к жизни, натолкнуть на верные мысли, успокоить или воодушевить, раскрыть секрет или заставить задуматься (читайте также: 10 картин великих художников, которые согреют душу воспоминаниями о лете). За каждым шедевром стоит своя история. Сегодня рассказываем о «Мире Кристины» американского художника Эндрю Уайета: картина вызывает у наблюдателя чувство дискомфорта и тревоги, и неспроста…

О жизни и истоках творчества Эндрю Уайета

Эндрю Уайет, определенно, заслуженно считается одним из классиков американской живописи 20 столетия. Художник работал в направлении реализм и писал как портреты, так и пейзажи м жанровую живопись. По началу его понимали далеко не все: критики активно осуждали за тусклость и обыденность зарисовок, которые, по их мнению, напоминали быт сельских домохозяек. Однако это не сломило желание художника говорить с миром посредством картин. И уже сейчас можно точно сказать, что Уайет достиг своей цели.

Эндрю Уайет

Эндрю Уайет

Эндрю родился и вырос в творческой и довольно состоятельной семье: его отец, Ньюэлл Уайет был популярным и успешным художником-иллюстратором, работавшим с детской литературой. Во многом благодаря этому мальчик с ранних лет купался в море разнообразных игрушек и вещей, срисовывая которые, он тренировал свои навыки в иллюстрации. Можно сказать, что в родном доме Уайету было комфортнее, чем где бы то ни было еще: он никогда не чувствовал себя одиноко, тем более, что к отцу нередко заглядывали такие почетные гости, как Мэри Пикфорд и Френсис Фицджеральд. Школу Эндрю не посещал из-за проблем со здоровьем — мальчик был слаб, поэтому родители не жалели денег на его домашнее образование и окружали его заботой и любовью. Видимо, особенно важно для Ньюэлла Уайета было развить в сыне фантазию, потому что он не уставал придумывать новые развлечения, а на Рождество традиционно забирался в трубу в наряде Санта-Клауса.

В 28 лет Эндрю Уайет пережил первую невосполнимую потерю — скончался его отец, с которым они были в прекрасных отношениях даже несмотря на то, что сын отказался пойти по стопам родителя и изменил решение становиться художником-иллюстратором. В живопись он ушел прежде всего потому, что чувствовал, что хочет вступить в диалог со взрослыми людьми, донести до мира свое видение определенных вещей. Ньюэлл Уайет погиб в автокатастрофе: его машина попала в практически случайную, но роковую аварию на железнодорожном переезде. С тех пор на каждой работе художника хотя бы в малейшей детали, но всегда чувствовался мотив утраты самого ценного в жизни.

Образ жизни художника всегда можно было назвать затворническим, но после гибели отца Эндрю стал еще больше отдаляться от мира: не посещал большие мероприятия, не общался с прессой и выходил на связь с обществом исключительно через свою жену Бетси Джеймс. Они были настолько непохожи, что кажется от одного только этого не могли жить друг без друга. Бетси была чистой воды практик и прагматик, она взяла на себя всю «административную» волокиту: организовывала выставки, общалась с журналистами, спорила с критиками. А он…все так же продолжал творить чудеса на холсте, за которые можно было простить нелюбовь ко всем остальным занятиям (читайте также: Художник и его муза: 4 секрета отношений Сальвадора Дали и Галы).

«Мир Кристины»: страшная разгадка

Эндрю Уайет «Мир Кристины», 1948

Взгляните на картину и ответьте себе на вопрос, что именно вы на ней видите. Думаем, что большинство подумало о том, что девушка в легком летнем платье, возможно, с опаской смотрит в сторону дома: то ли она намеренно выбрала такую позу наблюдателя, то ли только отошла от незапланированного обеденного сна в поле. А теперь обратите внимание на детали — ваше мнение изменилось?

Обратите внимание на фигуру героини картины: при более близком рассмотрении видно, что это худоба вовсе не юношеская, а болезненная. На голове становится заметна прядь седых волос, которая из-за игры света перекликается с колосьями, а потому не бросается в глаза сразу. Скрюченные и впившиеся в землю пыльные пальцы выдают невероятное усилие женщины, а ее ноги, которые на тон белее остального тела, протянуты в довольно неестественной позе, будто в них и вовсе нет жизни (читайте также: Самая тревожная картина в мире: как создавался «Крик» Эдварда Мунка).

История Кристины Олсен

Эндрю Уайет на прогулке с собакой

Эти ландшафты угадываются на многих картинах Эндрю Уайета, ведь на заднем плане изображен дом фермеров Олсенов, соседей и близких друзей художника. С Альваро Эндрю познакомился на вечеринке у старого друга, а позже узнал и его сестру Кристину. Именно она и изображена на картине «Мир Кристины».

Странная поза и ужасающая безжизненность объясняются тем, что женщина была парализована: в детстве она заболела полиомиелитом, а уже к 30 оказалась полностью обездвижена. Но Кристина Олсен отказывалась причислять себя к людям с ограниченными возможностями, несмотря на то, что передвигаться она могла только ползком на руках, а родные никогда не отказывали ей в помощи с перемещением на инвалидной коляске, она не хотела напрягать близких и частенько предпринимала самостоятельные вылазки. Одна из них как раз и запечатлена на картине.

Когда Эндрю заметил Кристину из окна своего дома, то первым делом хотел ей помочь, но вовремя остановился, поняв, что заденет чувства женщины, которая пытается жить обыкновенной жизнью. Правда, этот эпизод застыл в глазах художника словно пленочный кадр. Подвергнуть 50-летнюю женщину еще одной вылазке в поле Уайет не мог, поэтому попросил позировать свою жену, а самые яркие детали написал по памяти.

Дом Олсонов

Дом Олсонов вдохновил художника больше, чем на 300 этюдов, картин и зарисовок. Саму постройку и ферму, куда Эндрю имел неограниченный доступ, любил не меньше, чем их хозяев. Именно поэтому работа над «Миром Кристины» велась около 5 месяцев: Уайет вырисовывал каждую травинку на засохшем поле и дом вдали. Масляные краски не могли обеспечить нужный уровень детализации и внимания к мелким деталям, поэтому художник использовал темперу, а картину писал кисточкой из нескольких волосков.

Еще один секрет заключается в ракурсе картины. В этой работе Эндрю использовал эффект совмещенной перспективы: дом на горизонте мы видим очень маленьким так, будто смотрим на него глазами Кристины, а вот саму женщину, наоборот, наблюдаем несколько сверху, то есть так, как застал ее сам Уайет, выглянув в окно.

Эндрю Уайет

Впервые картина «Мир Кристины» была выставлена в нью-йоркской Macbeth Gallery в 1948 году и воспринята без всякого восторга. Впоследствии полотно выкупил директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр. Для того, чтобы «Мир Кристины» признали шедевром американской живописи 20 века понадобились десятилетия. Сейчас сложно представить, что кто-то отозвался бы о работе Эндрю Уайета и его таланте без должного восхищения. В конце 20 века художника приравнивали к лучшим американским романистам 20 века. Действительно, есть нечто Сэлинжеровское в этом бесконечном поле ржи, которое становится для героини испытанием на прочность.

Софья Гришина

Фото: Legion Media, Getty Images

Джерело матеріала
loader
loader