Верховная Рада приняла законопроект, который запрещает деятельность в Украине религиозных организаций, связанных с Россией.
Это может сделать невозможным деятельность УПЦ Московского патриархата.
Вот только, если власти не скрывают, что рассматривает Московский патриархат в качестве неотъемлемой части Русской православной церкви, то иерархи самой УПЦ МП утверждают, что перестали быть частью РПЦ вскоре после полномасштабного вторжения России в Украину.
Подробности закона.
Закон вступает в силу через 30 дней со дня его опубликования.
Кроме одного пункта - согласно ему общины УПЦ МП будут иметь 9 месяцев на то, чтобы разорвать связи с РПЦ.
Документ устанавливает ограничения религиозным организациям на связи с РПЦ, деятельность которой в Украине запрещается; определяется, что именно понимается под такими связями; предоставляет срок, в течение которого украинские организации должны избавиться от этих связей; определяет порядок государственного надзора за соблюдением этого требования; предоставляет государственным органам полномочия по взаимодействию с религиозными организациями, которые самостоятельно не смогли или не захотели выполнить требования закона.
Действия Московского патриархата.
Глава информационно-просветительского отдела УПЦ МП митрополит Климент в комментарии Громадському заявил, что закон "возможно и запрещает УПЦ МП", однако у Украинской православной церкви, по его версии, нет приставки "МП".
"Украинская православная церковь и в дальнейшем будет жить как истинная церковь..
Любые попытки запретить объективную вещь приведут лишь к дискредитации, в том числе и международной, тех, кто это захочет как-то реализовать", - считает митрополит.
Он утверждает, что закон, за который ныне проголосовали депутаты, - больше не о самой церкви, а о ее имуществе.
По словам митрополита Климента, такая ситуация напоминает исторические параллели с коммунистическим прошлым.
По словам архиерея, "УПЦ не имеет административных связей с зарубежными центрами", и, мол, "не существует ни одного украинского документа, который бы это подтверждал".
Весной 2022 года, через несколько месяцев после полномасштабного российского вторжения, Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) формально отмежевалась от Русской православной церкви (РПЦ).
В частности, в мае 2022-го УПЦ МП исключила из своего Устава положения, свидетельствующие о связи с московской церковью, и заявила, что отныне официально будет называться просто УПЦ (без приставки МП).
Поэтому в реестре религиозных организаций и официальных документах Украинская православная церковь с тех пор действительно не упоминается в привязке к «Московскому патриархату».
Впрочем, такой «разрыв» с РПЦ состоялся лишь на бумаге.
В январе 2023 года религиоведческая экспертиза Государственной службы по этнополитике и свободе совести подтвердила, что УПЦ (МП) фактически остается структурным подразделением Русской православной церкви и не разорвала с ней церковно-каноническую связь.
В частности, УПЦ (МП) не имеет статуса автономной или автокефальной церкви, который бы признавался другими церквями, а следовательно остается структурным подразделением РПЦ, хотя и имеет отдельные права самостоятельного образования.
Никаких документов или действий, которые бы свидетельствовали о трансформации УПЦ в самостоятельную относительно РПЦ религиозную организацию не обнаружено, говорится в выводах экспертизы, которую провели по решению СНБО.
Десятки уголовных дел.
По официальным данным СБУ, за первые два года полномасштабной войны РФ против Украины служба открыла почти 70 уголовных производств в отношении представителей УПЦ МП.
Из них по меньшей мере 14 дел — в отношении митрополитов этой церкви.
Среди разоблаченных преступлений — 20 фактов госизмены, коллаборационизма и пособничества России как стране-агрессору.
Еще по крайней мере 18 производств касаются публичной агитации к религиозной ненависти, а также продажи огнестрельного оружия и распространения детской порнографии.
По состоянию на осень 2023 года СБУ отчиталась о подозрениях 26 фигурантам-представителям УПЦ МП и о 19 судебных приговорах в отношении злоумышленников.