MC: Анастасия, многие ваши коллеги, уходя из большого спорта, начинают тренерскую карьеру. Однако вы решили выбрать нестандартный путь — пошли получать высшее образование в сфере менеджмента и бизнеса. Почему?
Анастасия Пивоварова: Я сразу знала, что тренерская деятельность — это не для меня, потому что я всю жизнь провела на теннисном корте и не хотела больше физическим трудом зарабатывать. Также есть ограничения в зарплате, то есть ты не можешь выше головы прыгнуть, поэтому для меня это было неинтересно.
Я хотела зарабатывать головой. У меня много других талантов и сильных качеств, так что я изначально знала, что буду выбирать другое направление. А чтобы начать заниматься чем-то другим, нужно для начала получить образование.
Какие качества выделяют хорошего управленца? Помогало ли вам спортивное прошлое в карьере бизнес-вуман или, напротив, мешало?
Спортсмены - очень дисциплинированные и нацеленные на результат люди. Это хорошо для бизнеса. Но есть и сложности. Важно пройти этап трансформации и занизить планку ожиданий прежде всего для самого себя, потому что ты будешь новичком в другой профессии. Но не стоит из-за этого переживать.
Возможно, ты столкнешься со стереотипным мышлением в свой адрес. Окружающие видят спортсмена и думают, что он глупый, ни на что не способный. Придется пройти много различных этапов, чтобы это преодолеть.
Также важно знать свои сильные и слабые качества. Понять, над чем нужно работать. Например, если спортсмен непубличный, а ему необходимо стать таким для его дальнейшей карьеры, то нужно работать над своей речью, публичными выступлениями и так далее. Это очень интересный и важный путь. Хорошо, когда тебя на нем окружают и поддерживают грамотные люди.
Вы говорили, что начали работу над своим бизнес-проектом Red Star Agency - агентством помощи спортсменам, завершающим профессиональную карьеру - еще во время учебы, а фактически запустили его в 2023 году. Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями вы столкнулись при реализации, особенно учитывая, что вы стали первопроходцами в этой нише?
Я начала готовиться к запуску своего проекта где-то через месяц после того, как закончила спортивную карьеру. Я училась и параллельно делала проекты, составляла бизнес-планы. Идею я прорабатывала с разных сторон, не хотела торопиться.
Сначала я училась в ВШЭ на «спортивном менеджменте», а потом в бизнес-школе Сколково - там уже мне показали все инструменты для управления своим бизнесом. Это очень сильно мне помогло, чтобы создать базу и открыть агентство.
Основная трудность — это то, что очень сложно зарабатывать в спорте, и я максимально грамотно создавала структуру агентства, чтобы не было лишних расходов. Например, у нас нет офиса. Мы на пару месяцев его арендовали, и я поняла, что это статья расходов будет препятствовать тому, чтобы окупать вложения. К тому же, в офисе нет необходимости, когда ты постоянно в разъездах.
Еще я по минимуму набирала штат. Но на данный момент я выполняю много функционала, и в ближайшем будущем хочется расширять команду, чтобы более адекватно распределить обязанности.
Конечно, для меня важно, чтобы вложения окупались, а не просто держать на плаву проект для галочки или удовольствия.
Как вы подбирали команду специалистов, которые работают вместе с вами в Red Star Agency?
Я изначально начала сотрудничать с Марией Купцовой, которая работает с фигуристами. Мне было интересно с ней сотрудничать, поскольку у нас одно видение, при этом разные пути. Мы четко разделяем рынок, поэтому получается, что совместными усилиями мы продвигаем личный бренд спортсмена и вообще… задаем тренды, скажем так.
Моя PR-менеджер мне очень помогает с огромным объемом работы, который нужно ежедневно выполнять. А еще мне очень повезло, что у нас в команде работают настоящие трудоголики - помимо PR-Менеджера это также юрист, бухгалтер и SMM. На данный момент людей достаточно, но мы продолжаем расти и развиваться.
Набирала я команду по своим знакомым, плюс из ВШЭ брала девочку, которая училась на «спортивном менеджменте» и была юристом. Она хотела работать в спортивной индустрии, так что у нас все совпало. А SMM я находила через поисковик по трудоустройству.
В одном из интервью вы упоминали, что агентство не рассчитано на массовость, и что вы делаете ставку на индивидуальный подход к каждому клиенту. Более того, вы лично ведете некоторые дела спортсменов. Насколько это сложно для вас, ведь приходится с головой погружаться в истории людей, налаживать контакт с каждым из них?
Для меня очень важен результат. Если ко мне приходит спортсмен, который готов мне платить, но я понимаю, что мы не достигнем результата, я не возьмусь за его кейс. Ведь результат — это основа нашей работы.
Также важно совпасть по темпераменту, видению - куда мы двигаемся, чего мы хотим. Работа ведется ежедневная, и мы проводим много времени, общаясь со спортсменом. Если нам не комфортно друг с другом, то будут возникать сложности.
Массовая история для нас действительно пока не актуальна. Возможно, в будущем мы сможем рассмотреть большее количество клиентов, но на данный момент качество превыше всего, и оно достижимо только при индивидуальном подходе.
Есть определенные трудности, с которыми мы сталкиваемся. Но для меня самое главное, что у спортсменов растут медийные охваты, продвигается личный бренд, они становятся более узнаваемыми и самое главное - востребованными.
Какой личный совет с высоты своего опыта вы могли бы дать спортсменам, которые находятся на распутье после завершения профессиональной карьеры? Как искать новые ориентиры и опору под ногами?
Я бы советовала обратить внимание на специалистов, которые помогают с завершением карьеры, которые ориентируются в спортивной индустрии и могут тебя вести какой-то период времени. Конечно, есть различные тестирования, консультации, но это очень тяжелый и долгий путь, поэтому важно, чтобы кто-то был рядом, всегда тебя поддерживал и направлял.
Есть спортсмены самостоятельные, которые во время карьеры закладывают себе хороший фундамент. Например, медийность или смежный опыт. Но так происходит не у всех.
Я советую создавать новую команду со сменой карьерного трека. Ведь те же самые тренеры и менеджеры, с которыми ты работал, а также родители и друзья еще не видят тебя в новой роли. Кто-то может посмеяться, занизить ценность твоих действий. Это, конечно, очень расстраивает, и теряется вера в себя. Поэтому лучше работать со специалистами, которые могут рассмотреть другие качества в тебе, и на которых ты можешь опереться.
В 2024 году вы также стали амбассадором фонда «Ветер добрых перемен», который помогает детям из детских домов и неблагополучных семей найти свое место в жизни. Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте сотрудничества с фондом – почему он для вас значим?
Да, я стала частью благотворительного фонда. Раз в месяц мы выезжаем в разные города по России и организовываем детские фестивали. Это классная возможность поделиться своей энергией, знаниями и мотивировать детей, рассказать им, что все возможно в этом мире.
Даже то, что мы приехали, и одна из этих мечт сбылась, - это уже первый шаг к тому, чтобы начинать мыслить позитивно. Мы всячески поддерживаем подопечных фонда, вдохновляем их.
Работать с подопечными-детьми сложно?
Многие дети зажаты и не любят, когда их обнимают при первой встрече. Но после того, как мы поиграем с ними, они становятся более открытыми и коммуникабельными. Это вдохновляет на дальнейший энергообмен и помощь. Так мы понимаем, что делаем мир немного лучше.
Если бы вы писали свою автобиографию, то как бы вы ее назвали?
Наверно, актуально было бы назвать «Как найти счастье, если жизнь, как американские горки».
Фото: архивы пресс-служб