Воспитатель на дистанции.
В парламенте говорят, что при работе над законопроектом №8030 учтен лучший отечественный и мировой опыт, современные вызовы и тенденции, а также евроинтеграционные процессы.
"Главная идея - каждый ребенок в Украине должен иметь возможность получать качественное современное дошкольное образование с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей, интересов и способностей.
Дети с особыми образовательными потребностями принимают участие в образовательном процессе детского сада, в случае необходимости, с помощью ассистента воспитателя и ассистента ребенка, команды психолого-педагогического сопровождения", - отметил народный депутат, инициатор законопроекта, председатель подкомитета по раннему развитию и дошкольному образованию Владимир Воронов.
По его словам, впервые на уровне закона зафиксировано, что при предоставлении разрешений на строительство следует учитывать демографический фактор и предусматривать наличие детских садов с достаточным количеством мест.
Вводится и справедливая очередность для зачисления в детский сад.
По месту жительства в первоочередном порядке должны брать детей сирот, детей погибших воинов, детей с особыми образовательными потребностями, детей старшего дошкольного возраста, детей военнослужащих.
Документ определяет, что образовательное пространство для детей и педагогов должно быть безопасным, здоровым, инклюзивным, развивающим и цифровым.
Речь идет о наличии укрытий в каждом садике, психологическом сопровождении, современных подходах в организации питания, здравоохранении, гарантии, в случае необходимости, медицинской помощи.
Предусмотрено многообразие групп, в частности: возрастные и разновозрастные, инклюзивные, специальные, с разными образовательными программами и распорядками пребывания воспитанников, вплоть до 11 часов в сутки.
При необходимости к образовательному процессу может быть привлечен ассистент воспитателя.
Детям, принадлежащим к коренным народам или национальным меньшинствам Украины, гарантировано, по обращениям родителей, право на получение дошкольного образования на языке коренного народа или национального меньшинства вместе с государственным.
Ни один участник образовательного процесса не должен подвергаться дискриминации, в частности иметь ограничения в образовательном процессе или в праве участвовать в каких-либо мероприятиях.
Детские сады в основном будут работать очно, но будет возможность выбирать также дистанционную, семейную и сетевую формы получения образования.
К примеру, дети с особыми образовательными потребностями, если есть необходимость или желание находиться в домашних условиях, получат возможность педагогического патронажа.
Уже разработаны и предлагаются образовательные программы для дистанционной работы, особенно в ситуациях форс-мажора в стране или для применения на деоккупированных территориях, где инфраструктура нуждается в восстановлении.
Мобильные и семейные формы.
Одна из ключевых новелл законопроекта - создание механизмов для образовательного развития ребенка от рождения.
"Законопроект предоставляет разнообразные возможности обеспечить раннее развитие и дошкольное образование ребенку и одновременно, в зависимости от желаний родителей или нужд семьи, самим родителям быть вовлеченными в трудовую деятельность",- говорит Воронов.
С этой целью создаются благоприятные условия и гарантии деятельности различных поставщиков образовательных услуг всех форм собственности:.
- ясли для детей от 3-х месяцев до 3-х лет;.
- детский сад для детей от 3-х лет;.
- специальный детский сад для детей с особыми образовательными потребностями;.
- мобильный детский сад для детей отдаленных населенных пунктов, где не работает ни одно другое дошкольное учреждение (воспитатели будут периодически приезжать в такие села);.
- семейный садик для детей от рождения в собственном жилом доме семьи;.
- мини-сад с одновременным пребыванием до 5 детей;.
- центр развития ребенка;.
- центр педагогического партнерства.
Центры педагогического партнерства в первую очередь предусмотрены для родителей младенцев и детей раннего возраста.
В таких центрах воспитатели и психологи будут работать с детьми, которые находятся в садике вместе с одним из родителей, давать им советы и оказывать помощь.
Такие центры будут особенно интересны тем родителям, которые испытывают психологические трудности (например, послеродовая депрессия, гибель одного из супругов, повышенная тревожность от ужаса войны) или нуждаются в длительном физическом восстановлении и не могут оставаться в одиночестве.
Возможностями для создания детского сада (а значит, трудовой занятости) могут воспользоваться, в первую очередь, мамы с маленьким ребенком, ведь создав условия для получения образования других детей, одновременно обеспечиваешь условия для собственного малыша.
Кстати, у большинства учредителей частных детских садов и школ в Украине была именно такая мотивация - потребность в обеспечении качественного образования для собственного ребенка.
Будут создавать Центры поддержки родителей.
В каждой территориальной общине должен быть как минимум один такой центр.
Там можно получить консультацию, пройти курсы и семинары, обменяться опытом с другими родителями.
Тенденцией сегодняшнего дня является потребность скорейшего возвращения мамы после рождения ребенка к работе.
Не у всех есть рядом бабушки.
Ясли, Центры педагогического партнерства, развитие сети разнообразных поставщиков образовательных услуг и другие механизмы, предложенные новым законом, позволят родителям спокойно выйти на работу.
Этот закон также формирует достойное отношение к воспитателям.
Впервые определены для педработников дошкольного образования:.
- обязательное условие сокращенного рабочего времени;.
- на уровне закона (по требованию Конституции Украины) обязательный ежегодный оплачиваемый отпуск 56 дней;.
- умеренная (адекватная) педнагрузка с учетом других составляющих рабочего времени;.
- возможность повышения должностных окладов за счет общины и детского сада.
Вместе с тем, впервые вводится запрет на работу в детских садах лицам, совершившим умышленное уголовное правонарушение в отношении ребенка или жестокое обращение с ребенком.
Принятый закон вступит в силу на следующий день после его опубликования.
А на приведение всех норм и подзаконных актов в соответствие с ним дано время до шести месяцев.
Закон в целом хорош.
Однако пока трудно представить, как он будет работать и кто будет его воплощать в жизнь, ведь работники детсадов становятся все большим кадровым дефицитом.
И понятно почему: воспитатели без категории получают 7,7 - 8 тыс.
грн в месяц, а их коллеги с высшей категорией - около 12 тыс.
О материальном стимуле к работе говорить не приходится.
"Приведем сравнение средней месячной заработной платы украинских воспитателей с европейскими (без отчислений и налогов): Украина - 250 евро, Болгария - 570 евро, Польша - 850 евро, Румыния - 913 евро, Испания - 1 750 евро, Франция - 2 170 евро, Италия - 2 500 евро, Австрия - 2 550 евро, Бельгия - 2 780 евро, Германия - 3 100 евро, Швеция - 3 150 евро, Норвегия - 3 700 евро",- пишет glavcom.
К тому же группы у нас большие, что способствует быстрому эмоциональному выгоранию воспитателей.
Не все родители выдерживают дома шум двух-трех собственных детей, а в садиках воспитателю и его помощнику приходится целый день заботиться о 20 дошкольниках, в худшем случае, при дефиците кадров, детей может быть еще больше.
При этом в развитых странах нормой для одного педработника в садике считаются пять детей.
Выходит, что у нас в группах одновременно должны работать не два человека, а четыре.
Впрочем, в свете евроинтеграции, со временем и в украинских садах будут введены такие же подходы, как в странах ЕС.
А ныне принятый закон будет первой ступенькой на этом пути.
Галина Гирак.