ЕС продолжил либерализацию торговли с Украиной, однако есть нюансы
ЕС продолжил либерализацию торговли с Украиной, однако есть нюансы

ЕС продолжил либерализацию торговли с Украиной, однако есть нюансы

Инициатива послов дальше должна пройти в Европейском парламенте.

В то же время известно, что либерализация торговли одобрена при условии, что квоты и пошлины в рамках защитного механизма будут внедряться с учетом объемов импорта не только в 2022 и 2023 гг., но и в довоенном 2021 г.

Сколько потеряет Украина денег из-за этого нюанса?.

Новый компромисс.

“Послы ЕС договорились о новом компромиссе по расширению торговых мер для Украины, обеспечив сбалансированный подход между поддержкой Украины и защитой сельскохозяйственных рынков ЕС”, - говорится в сообщении председательства Бельгии.

Предыдущий проект договоренности, согласованный с Европарламентом, предполагал, что квоты на следующий период, который начнется с июня этого года, будут рассчитывать исходя из объемов украинского агроимпорта за 2022-2023 гг., когда для него уже действовали льготы – отсутствие пошлин и квот.

Новое соглашение – это компромисс с Францией и Польшей, которые требовали включить в расчеты весь 2021 г.

“Базовый период, используемый для активации защитного механизма, будет продлен до второго семестра 2021 г.

Комиссия также усилит некоторые формулировки в своей декларации..

Это очень деликатный баланс, которого государства-члены могли бы достичь сегодня в прекрасном духе компромисса”,- сообщил журналистам РС на условиях анонимности чиновник, знакомый с ходом дискуссий.

Польша и Франция смогли найти поддержку и других стран ЕС, в частности Италии, Венгрии, Австрии.

Они настаивали на необходимости учитывать весь довоенный 2021 г., вычисляя разрешенные объемы импорта.

Против поправок были Германия, Нидерланды, Финляндия, страны Балтии, Люксембург.

Они выступали за предоставление Украине возможности самостоятельно зарабатывать деньги на продаже своей агропродукции.

В то же время компромисс достигнут на том, что во внимание будет приниматься половина 2021 г.

Соглашением предусмотрено также экстренное торможение для особо чувствительных категорий сельскохозяйственной продукции – мяса птицы, яиц, сахара, овса, кукурузы, крупы, меда.

Если импорт этих продуктов превысит средние объемы за период со второго полугодия довоенного 2021 г.

и 2023 г., то предполагается введение тарифов.

Решение еще предстоит вновь одобрить Европарламент, поскольку оно отличается от предыдущего.

Это должно произойти в апреле – в последнюю пленарную сессию перед выборами.

Сколько потеряет Украина.

В ЕС уже подсчитали, сколько может потерять наша страна от торгового компромисса с Союзом.

Льготный режим, а также заблокированный морской коридор и появление сухопутных путей в ЕС, по которым из Украины вывозили агропродукцию, способствовали увеличению ее потока в ЕС.

В довоенном 2021 г.

этих факторов не было, поэтому объемы поставок существенно отличались.

По оценкам Еврокомиссии, которые были объявлены на закрытом заседании послов стран-членов ЕС, на которым представили обновленный проект соглашения, Украина потеряет 86 млн евро в случае того, что второе полугодие 2021-го будут брать также за основу расчетов.

В целом же ограничения, основанные на оценках импорта за половину 2021, 2022 и 2023 гг., оценили в 331 млн евро потерь для украинского бюджета.

Напомним, 5 июня 2024 г.

истекает срок действия мер ЕС по либерализации торговли для Украины в условиях войны со стороны России.

В настоящее время продолжаются дискуссии вокруг их продления.

Есть предварительное согласие Совета ЕС и Европарламента сделать это на условиях, при которых ЕК будет быстро реагировать, если украинский импорт повлечет за собой значительные искажения на рынках стран ЕС.

В Польше дают заднюю по поводу запрета транзита.

В Польше шли разговоры о полном запрещении транзита агропродукции из Украины.

В то же время из-за опасений зеркальных ответов со стороны Украины есть шанс на то, что Польша на этом не будет настаивать.

В Министерстве сельского хозяйства и развития села Польши надеются, что потребности в остановке транзита агропродукции из Украины не будет.

“Наши переговоры с представителями украинского правительства шли в этом направлении.

И это были предложения с украинской стороны, что, согласно тому факту, что 95% торговли и поток зерна идут через морской канал и реку Дунай, что это фактически выполнение последних договоренностей… Так что транзит должен прекратиться до нуля.

Будем надеяться, что потребности в таком решении не будет”, - сказал министр сельского хозяйства Польши Чеслав Секерский.

Он также добавил, что запретив транзит в одностороннем порядке, можно получить встречную зеркальную реакцию с украинской стороны.

“Мы также должны помнить, что торговля идет в обоих направлениях.

Польша является экспортером молочных продуктов, поэтому другая сторона может принять ответные меры.

Поэтому здесь выступили и польские производители и переработчики молока”, – пояснил Секерский.

Это было сделано на встрече правительств Польши и Украины в Варшаве.

Особое внимание уделили разногласиям между польским и украинским правительствами по поводу экспорта агропродукции из Украины в Польшу.

“Нужно будет честно сказать, где мы можем помочь, а где нужно составить протоколы разногласий.

Наибольшей ошибкой правительства “Права и справедливости” было то, что оно обманывало польских женщин, поляков и, наверное, самих себя, что не было проблем, например с сельскохозяйственной продукцией”, - сказал заместитель главы МИД Польши Анджей Шейна.

Он уверен, что отношения с Украиной должны основываться на конкретных действиях, ведь важно, чтобы “произошла оттепель польско-украинских отношений, искренний разговор и переговоры”.

Виктория Хаджирадева.

Теги за темою
Україна Євросоюз Польша Франція експорт
Джерело матеріала
loader
loader