Вот уже почти год происходит очищение Киево-Печерской лавры от адептов пророссийской УПЦ МП. В феврале 2023 года межведомственная рабочая группа установила, что мужской монастырь многократно нарушал условия договоров аренды, заключенных с Национальным заповедником "Киево-Печерская лавра", а в марте заповедник направил монастырю предупреждение о расторжении этих договоров. Но воз, как говорится, и ныне там: промосковские монахи этому процессу всячески противятся. Когда святыня украинского православия окончательно выйдет из-под контроля "русского мира" – выяснял "Апостроф".
Дела судейские
Еще 30 июня 2023 года комиссия Министерства культуры по приему-передаче имущества Национального заповедника "Киево-Печерская лавра" государству завершила свою работу, и 4 июля за дело принялась комиссия самого заповедника. Которая, собственно, и возвращала в физическом плане объекты и сооружения монастыря государству – проводила инвентаризацию, опечатывала объекты, которые не используются монахами и прихожанами в религиозных целях.
Эти законные действия, к сожалению, вызывали просто бешеное сопротивление со стороны высшего "генералитета" монастыря и откровенно промосковски настроенной части монахов. Помещения закрывались изнутри, работе комиссии чинились всяческие препятствия. Шла работа "на картинку": все снималось на видео, съемки потом транслировались по российским телеканалам, с комментариями – мол смотрите, какие гонения на церковь, нарушения прав верующих.
"По решению межведомственной комиссии, монастырь должен передать заповеднику 79 объектов. Но значительная часть из них – это пещеры, подземные сооружения, крепостные стены, подпорные стенки, архитектурные формы. Лишь 40 объектов – это полноценные сооружения: религиозные, жилые, технические. Из них на данный момент мы вернули двенадцать (то есть 30%), и полностью их контролируем", – рассказывает "Апострофу" руководитель Национального заповедника "Киево-Печерская лавра" Максим Остапенко.
По его словам, нормальному процессу передачи объектов и сооружений монастыря государству мешают апелляции, встречные судебные иски, которые постоянно подает монастырь.
"Они пытаются "заболтать" процесс, но это им не удастся. Их иски юридически ничтожны, а мы работаем в правовом поле. 15% объектов монастыря – самострои (мини-отели, торговые точки, различные подсобные помещения). И сейчас мы готовим судебные иски, которые касаются фактически незаконного захвата земли. Выбьем у них почву из-под ног в буквальном смысле. Уверен, что после этого процесс передачи пойдет гораздо быстрее", – говорит Максим Остапенко.
Естественным путем
Возвращение храмов, строений и других объектов Киево-Печерской лавры государству происходит и в другой плоскости – сугубо человеческой.
По состоянию на октябрь 2023 года, с начала полномасштабной войны СБУ начато 68 уголовных производств в отношении представителей УПЦ МП, из которых 14 – митрополиты церкви. Среди разоблаченных уже преступлений было 20 фактов госизмены, коллаборационизма и пособничества стране-агрессору.
"Все, кто работал на РФ и изменил Украине, должны понести предусмотренную законом ответственность. И мы еще увидим не один арест "дельцов" московского патриархата", – говорил тогда "Апострофу" религиовед Андрей Ковалев. Его прогноз блестяще оправдался.
Смотрите: Здесь молились о русских военных: появилось видео из бывшей резиденции Онуфрия в Лавре
9 февраля достоянием гласности стал обыск СБУ в монастыре Киево-Печерской лавре, в келье иеродиакона Павла (Музычука). В частности, адвокат и протоиерей Никита Чекман сообщил, что иеродиакону вручено уведомление о подозрении, что он координировал постановочные акции протеста во время передачи имущества монастырского комплекса Лавры государству.
Никита Чекман отказался "Апострофу" прокомментировать ситуацию. Но известно, что иеродиакону Павлу сообщено подозрение по ч.1 ст. 436-2 УК – "Оправдание, признание правомерным, отрицание вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, глорификация ее участников". Это карается исправительными работами сроком до 2 лет или арестом сроком до 6 месяцев, или лишением свободы сроком до 3 лет.
Естественно, подобные деяния некоторых монахов Лавры не способствуют укреплению авторитета пророссийского монастыря среди здравомыслящих прихожан. И только ускоряют беспроблемное возвращение объектов монастыря государству. Кстати, религиозные объекты Нижней Лавры для богослужений сейчас недоступны.
"Они закрыты для свободного доступа, чтобы не было таких провокаций, как весной-летом. И богослужения сейчас проводятся только в храмах Верхней Лавры", – говорит Максим Остапенко.
Кстати, есть еще одна причина, способствующая скорейшему и окончательному выходу из-под контроля "русского мира" святыни украинского православия. Если еще в прошлом году в монастыре было около 200 монахов, то сейчас их осталось не более 40 – количество уменьшилось в пять раз. А нет монахов – нет и монастыря.
"Проблема может решиться самым естественным образом. Кто-то перешел в ПЦУ, кто-то уехал. Остались только самые "упоротые", фанатичные приверженцы российской церкви, и те, кому просто некуда деваться. И таких все равно остается все меньше", – говорит "Апострофу" заведующая отделом философии и истории религии Института философии имени Г. С. Сковороды Людмила Филипович.
Поэтому, по ее мнению, окончательно Лавра будет возвращена под юрисдикцию Украины уже в этом году.
"Наше государство не заинтересовано в заострении проблемы, мы действуем в рамках закона. И постепенно возвращаем свое. Step by step, как говорится, шаг за шагом", – резюмирует Людмила Филипович.