Северные регионы — это «дзен»
Долгая зима выключает здесь практически все цвета, кроме белого и черного. Плюс экстремально низкие температуры, труднодоступность, полярная ночь… Мы смотрим на Арктику словно бы издалека. А для кого-то этот регион — целая жизнь. В Москве стартовал уникальный масштабный выставочный проект — «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Благодаря ему можно познакомиться с российской Арктикой поближе. Как terra incognita стала точкой притяжения для ученых и «музой» для художников-авангардистов? К чему приводит «насмотренность Севером» и какие диалоги возможны между орнаментом национального костюма нганасан и супрематизмом? Ответы на эти и другие любопытные вопросы — ниже.
Художественное переосмысление северных мотивов
Выставочный проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» посвящен четырем векам изучения Арктики и Сибири. Его экспозиции открылись сразу на трех московских площадках: в парке «Зарядье», Государственном Дарвиновском музее и РГХПУ им. С.Г. Строганова.
«Собранные в рамках проекта объекты могут показать всю историю и все грани отношения человека к Арктике — в диалоге между учеными, художниками и работниками музеев, — отметил куратор проекта, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств Кирилл Гаврилин. — Над составлением экспозиций работали учёные Сибирского отделения РАН, участники Красноярской, Якутской и Московской биеннале современного искусства, художники жанра science-арт».
Организаторы выставки задались целью выйти за рамки строго научного исследования. Идею проекта как первую системную попытку переосмыслить научные исследования Арктики через культурный контекст и художественные образы с самого начала поддержала компания «Норникель».
«Для нашей компании очень важна триада „наука, искусство и культура“, — подчеркнул вице-президент „Норникеля“ по экологии и промышленной безопасности Станислав Селезнев. — Мы хотим, чтобы результаты наших экспедиций были доступны, понятны и интерпретированы в человеческий язык и донесены до максимально большого количества людей. А вообще я таких проектов раньше не видел. Приятно, что именно собранные здесь объекты могут показать всю историю и все грани отношения человека к Арктике».
Зона science-арт
В «Зарядье» выставка разделена на две локации. В пространстве «Заповедное посольство» представлены работы представителей science-арт: некоторые арт-объекты, как например — «Круговорот жизни» и «Бесконечный синтез» — полностью интерактивны. Человек может подойти и запустить объект своим движением. Одна из самых масштабных историй — перфоманс Милы Введенской, который показывает время, когда человек и окружающий мир представляли единое целое.
16 оригинальных полотен Александра Борисова
Экспозиция в Старом Английском дворе погружает в историю экспедиций прошлых веков: здесь собраны гравированные и рукописные карты, рисунки и путевые дневники ученых и художников. Особенное место среди произведений заняли картины первого ненецкого художника Тыко Вылки и работы ученика Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, первого художника за полярным кругом — Александра Борисова. Выставки Борисова с триумфом проходили в Вене, Праге, Берлине и Лондоне. Художник лично показывал русскую Арктику в 1908 году в Белом доме американскому президенту Рузвельту. Встреча произошла при поддержке императора Николая II.
В Москву привезли 16 оригинальных полотен Борисова, написанных на Новой земле более века назад.
Сереный «референс» Казимира Малевича
В начале 20-го века возникает «мода на Артику» — о деятельности полярных экспедиций (как успешных, так и трагически пропавших) писали не только в прессе и художественной литературе. Снежные пейзажи можно было увидеть на афишах, фарфоре, вышивках, картинах… В этот же период авангардисты — П. Фионов, К. Малевич, О. Розанова и другие участники «Союза молодежи» — регулярно посещали Имперский этнографический музей в Санкт-Петербурге, где были выставлены сенсационные открытия арктических экспедиций того времени. Известно, что Ольга Розанова зарисовывала «северные» костюмы и орнаменты — сохранился альбом художницы, где рисунки сопровождают подробные рукописные комментарии.
На волне популярности Арктики знаменитый парфюмерный дом «Брокар и Ко» решил выпустить одеколон «Северный», и в 1911 году Казимиру Малевичу предложили разработать дизайн для его флакона. Оценить эту работу авангардиста также можно в зале Старого Английского двора.
Диалог с черным квадратом
На этом «пересечения» Малевича с Арктикой не закончились. В Имперском этнографическом музее, который посещал художник, выставлялись нганасанские костюмы с их лаконичным красно-бело-черным геометрическим орнаментом —аппликациями из ткани (в Арктике их называют «мули»). Аппликации (мули) — это не только украшение, орнаменты играют роль оберегов, ими «пишут» биографию владельца: возраст, род, семейное положение. Нередко украшением верхней одежды становился крупный чёрный или красный квадрат на спине.
Удивительное сопоставление суприматических композиций Малевича и орнаментов национального костюма нганасан — возможное свидетельство творческого диалога. Впрочем, у каждого посетителя выставки «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» есть возможность провести свои кросс-культурные параллели.
Выставка продлится в парке «Зарядье» — до 10 марта, в Государственном Дарвиновском музее — до 9 апреля, в РГХПУ им. С.Г. Строганова — до 29 февраля.