Единственной силой.
На днях министр иностранных дел Италии Антонио Таяни предложил создать объединенную армию Европейского Союза, которая бы поддерживала мир и предотвращала вооруженные конфликты.
"Если мы хотим быть миротворцами в мире, нам нужна европейская армия.
Это фундаментальная предпосылка для того, чтобы иметь эффективную европейскую внешнюю политику", - отметил Таяни в интервью газете La Stampa.
По его словам, в мире с такими мощными игроками как США, Китай, Индия, Россия, с кризисами от Ближнего Востока до Индо-Тихоокеанского региона, граждане Италии, Германии, Франции или Словении могут быть защищены только тем, что уже существует - Европейским Союзом.
И вопрос создания армии ЕС больше нельзя откладывать.
"Если мы останемся разделены, мы всегда будем беззащитными воробьями в мире, где летают орлы", - сказал Антонио Таяни.
В то же время высокий представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель высказался против создания единой армии Евросоюза для полной замены вооруженных сил каждой из 27 стран-членов ЕС.
"Ни одна из 27 армий не будет заменена едиными европейскими силами.
Нам просто нужно объединить наши силы, координировать действия и лучше вкладываться в оборону.
Не более того", - сказал Боррель в интервью изданию Kronen Zeitung еще в 2022 году.
Он также подчеркнул, что страны ЕС вместе тратят на свою оборону столько средств, как Китай, и в четыре раза больше, чем Россия, но из-за долгового кризиса европейские государства вступили в фазу разоружения.
"Это значит, что мы не сможем решить текущие задачи.
Эффективность - ключевое слово.
Иначе это просто пустая трата денег", - подытожил дипломат ЕС.
Вопрос - на повестке дня.
Разговоры о создании в Европе объединенной армии идут уже не одно десятилетие.
Впервые эта идея появилась одновременно с возникновением предшественников самого Евросоюза - в 1950-х годах.
С тех пор эта инициатива регулярно появляется на повестке дня.
Как было, например, после окончания холодной войны и после конфликта в бывшей Югославии, сообщила Армия.
В 1999 году в Евросоюзе впервые начали обсуждать создание системы боевых групп ЕС, численность которых должна составлять до 1500 человек.
Их цель - реагировать на возникающие в мире кризисы.
Однако созданные в 2007 году такие группы никогда и нигде не использовались.
С началом российско-украинской войны идею "евроармии" снова начали обсуждать европейские политики, ведь угроза со стороны России стала для Европы очередным вызовом.
Несмотря на то, что многие европейские страны входят в НАТО, надо понимать, что у Альянса нет отдельной армии и все вооруженные силы Североатлантического блока - это армии отдельных стран-членов.
И когда в Европе нужно решать определенные кризисные моменты, возникает вопрос, какие страны могут присоединиться, сколько военных они готовы предоставить и тому подобное.
Как правило, европейские страны очень неравномерно участвуют в таких задачах - сказал политолог Игорь Рейтерович в комментарии Факты ICTV.
По его словам, если вспомнить миротворческие миссии в Ираке, то в большинстве своем были задействованы американцы и британцы.
При этом решение о применении военной силы против Ирака поддержали 45 стран мира, а свои военные контингенты выделили 32 государства.
Однако 98% военных предоставили именно США и Великобритания.
В целом же сейчас в Европе очень много стран, которые и близко не тратят 2% ВВП на оборону, как это предусмотрено стандартами НАТО.
Поэтому создание объединенной европейской армии, во-первых, усилило бы статус европейских стран в НАТО, а во-вторых, дало бы дополнительную возможность адекватно реагировать на кризисы на границах Европейского Союза.
"Я думаю, что этот вопрос в Европе будут очень активно обсуждать, но реализация его будет зависеть от результатов выборов в Европарламент, которые состоятся скоро.
В зависимости от того, какие политические партии придут к власти, возможно, создание армии начнут рассматривать на уровне Европейского Союза", - подчеркнул Рейтерович.
Впрочем, он считает, что в случае, если ЕС согласится на создание единой объединенной европейской армии, то это будет затяжной процесс, учитывая европейскую бюрократию.
Но можно было бы начать с формирования нескольких сводных отрядов, которые базировались бы на территории некоторых стран.
Эти силы не обязательно должны быть многочисленными.
Сначала достаточно, чтобы это были мобильные группы для решения текущих вопросов.
А дальше в зависимости от того, как будет развиваться ситуация с РФ, можно и увеличить объединенные вооруженные силы.
Но с чего-то Европе все же следует начинать.
Эксперт также напомнил о том, что у Украины уже есть подобный опыт создания интернациональных бригад, в частности, с Польшей и Литвой.
И в Европе этот опыт могут использовать, взяв его за основу для создания нескольких комбинированных бригад с отдельным командованием.
Это был бы сигнал России о том, что Европа внимательно следит за ее агрессивными действиями, и что кроме сил НАТО, есть еще и европейская армия.
Есть еще один важный момент, который может подвигнуть ЕС на создание армии: Дональд Трамп неоднократно заявлял о том, что США могут выйти из НАТО, если он снова станет президентом.
Игорь Рейтерович сомневается в том, что это действительно может произойти, но предположил, что Америка может меньше внимания уделять делам Европы.
И, как следствие, европейские страны останутся один на один с Россией.
Поэтому дополнительный аргумент в виде общих вооруженных сил был бы в такой ситуации очень кстати.
Конечно, объединенная европейская армия вряд ли сможет сдержать Путина от мыслей о дальнейшей агрессии по отношению к Европе.
Но это будет очень выразительный сигнал для российского диктатора о том, что у Европы есть дополнительные механизмы защиты.
А в случае необходимости, к европейской армии присоединятся еще и силы НАТО.
Галина Гирак.