Группа "Кому вниз" – одна из легенд украинской музыки. Не так давно ей исполнилось 35 лет. О своем отношении к "русскому миру" и войне, о чувстве юмора Олега Скрипки и кулинарных предпочтениях Ирины Билык в эксклюзивном интервью "Апострофу" рассказывает лидер группы АНДРЕЙ СЕРЕДА.
Главное - не испортить самого Шевченко
- Андрей, в своем творчестве вы буквально с самого начала создания группы используете произведения Тараса Шевченко. Правда, что знаменитую "Суботів" вы написали еще в 13 лет, для отца?
- Было дело. Папа любил перечитывать поэму "Гайдамаки", другие произведения. И ему на день рождения я сделал подарок – наиграв на фортепиано "Суботів".
- Песня в том же виде на концертах сейчас и исполняется?
- Да, полностью в том же варианте. Причем поначалу это боком вылезло – у нас еще не было синтезатора (речь идет о конце 80-х годов – "Апостроф"), а на одних гитарах "Суботів" невозможно было сыграть.
Кстати, пишут, что большинство песен "Кому вниз" – на стихи Шевченко. Но это неправда (в оригинале было использовано другое, более грубое слово – "Апостроф"). У нас по нему меньше десятка песен. Хотя к творчеству Шевченко мы в самом деле относимся крайне трепетно. Стихи кладем на музыку так, чтобы не испортить самого Шевченко. Как минимум.
- Кроме стихов Тараса Шевченко вы использовали в своих песнях произведения разных украинских поэтов. К примеру, Александра Олеся. Кого бы вы попробовали положить на музыку из современных авторов?
– Олекса Бык. Заинтересовался его поэзией: хорошо ложится на темп и ритм нашей группы. Вообще поэзию, если сравнивать с прозой, я читаю намного больше и чаще. Поэзия – это ох..енная экономия времени. В стихи может быть запрятан целый роман. Ты что-то додумываешь, поэзия дает возможность фантазировать. А большие произведения – они самодостаточны. Это как сравнивать The Rolling Stones и Queen. "Роллинги" играть не умеют, но это дает возможность домысливать. А Queen – это законченные произведения, и что там еще можно добавить?
Андрей СередаФото: Роман Петушков
- Вы знаете немецкий язык. По крайней мере, иногда на нем поете. Существует ли у группы "Кому вниз" коллаборация с какими-то западными группами, в частности – немецкими?
- В свое время на Castle Party (фестиваль готической музыки, проводился в средневековой крепости возле польского города Болькув) к нам обратились немецкая группа Das ist, офигенная команда, просто "потворы". Они нас послушали и предложили сотрудничество. Это скорее не коллаборация, а техника: мы им отсылаем наши треки, они их сами сводят, обрабатывают. И добавляют что-то свое – у них более мощная электронная составляющая в музыке.
Но в Украине темпоритмы, как бы это сказать, довольно медленные. Тем более у "Кому вниз", которые делают одну песню 5 лет, потом это надоедает, и следующие 5 лет делается следующая песня. А Das ist за год выпускали по два альбома. Так что никакой коллаборации, к сожалению, не получилось.
Кстати, музыканты "Кому вниз" полжизни думали, что они – музыканты. Потом начали учиться, надеясь, что они смогут научиться. Потом поняли: главное – выходить на сцену с нужным выражением лица. Как говорил Бред Питт – талант пох..й, главное – имидж.
Я, к слову, вокалистом тоже не сразу стал. Вокалиста долго искали. Одни наше движение поддерживают, но петь не умеют. Другие как вокалисты хорошие, но с претензиями. Говорили – "ну чего у вас так много нот!". В конечном итоге пришлось петь самому.
В советские времена было: "Поют актеры театра и кино"
- Что вы думаете о современных украинских рок-музыкантах, какие группы хотели бы отметить?
- Харьковчане Nokturnal Mortum, группа действительно мирового уровня в своем стиле, мои просто лапочки. "Harmata", киевская альтернативная команда, состоящая из уже известных рок-музыкантов. Бешеные и клевые. "Стугна", новая забавка Арсения Николаевича (Арсений Белодуб, лидер группы "Сокира Перуна" – "Апостроф"), перепевают популярные украинские песни. "Королевские зайцы" из Львова. Леся (Герасимчук – "Апостроф") – просто чудесная исполнительница, группа довольно камерная, очень самодостаточная. "Пирятин" - веселая такая группа.
- Что скажете насчет Жадана?
- Он когда-то в Харькове организовал мероприятие "Апокалипсис начинается отсюда". В клубе – самые разные люди, панки с о-от-такими "ирокезами". Заехали, перекусили, отыграли, и дальше поехали. Больше лично не встречались. Но вторую часть знакомства сделала жена. Она прочитала один роман Жадана и на него "присела". Я читал его стихи, а потом попались его переводы какого-то молодого кайфового немецкого поэта. Половина книжки – этот поэт в оригинале, другая половина – перевод. И после этого Жадан стал для меня теряться: так классно перевел, что стал лучше, чем сам Жадан.
- А в музыкальном плане?
- В музыкальном – ничего интересного. Это постсовдеповская музыка. "Братья Карамазовы", "Алиса". Одним словом, так называемая "красная волна". И сами еще на группу "Ляпис Трубецкой" похожи. Вообще еще в советские времена было: "Поют актеры театра и кино". Как по мне, это не дело. Вон еще Андрухович вылез играть на сцену… Зачем?
Андрей СередаФото: Роман Петушков
- Что скажете о других легендах украинского рока, с которыми когда-то в конце 80-х одновременно начинали играть? В смысле о группах "Вопли Видоплясова" и "Брати Гадюкины"?
- Ну что… Легенды. Кстати, многие до сих пор почему-то считают, что "Ми хлопці з Бандерштату" – это наша песня. Как не объясняй – не помогает. К "ВВ" относился всегда прекрасно. Это я уже потом раскусил (более того – жена сказала), что у Олега Скрипки нет чувства юмора. Нет тотально. Все, что он говорит и делает, считает, что серьезнее этого не бывает. Но мы об этом не знаем, и впечатление – что у него охрененное чувство юмора. А на самом деле – ноль. Интересно, что я типа родич ему. Жена Олега – кума нашего общего хорошего знакомого. И теперь приходится тянуть на себе этот крест (смеется). А вот у Саши Пипы с чувством юмора все прекрасно. Красавчик. Гордился, что одним каким-то музыкальным журналом признан самым худшим басистом чуть ли не во всей вселенной.
Как-то Билык говорит: у меня трагедия в жизни
- "Кому вниз" выступает на фестивалях с такими разноплановыми командами, как, например, Nokturnal Mortum, "Сокира Перуна", "От винта". Вам важнее всего идеологическая близость, а не жанровая музыкальная?
- Практически все эти фестивали – благотворительные, средства идут на поддержку нашей армии. Тут хочу сказать отдельное спасибо Арсению Николаичу. Он – классный организатор. На фестивали, которые организовывает – "Повстанец", Hammer Time –он подтягивает команды, с которыми знаком. Да и вообще мы с ним – побратимы.
Так вот насчет с кем играть на одной сцене – не важны стили, главное – мы близки идеологически. Если при этом собираются деньги на ВСУ – то пусть это даже попса.
- А в Украине, кстати, есть достойная попса?
- О! Ирина Билык. Первая королева попсы Украины, мы с ней очень дружили. Говорила – "У меня трагедия в жизни. Я страшенно люблю цибулю. Я как индюк. Ты видел, как индюк на огороде ест зелену цибулю? Он ее так жрет, что п..ец. Но я же звезда, я так не могу". К сожалению, где сейчас Ира, я даже не знаю. Когда-то я ей говорил, чтобы не пела по-русски, так как станет одной из сотен российских певичек. Увы...
- Что вы думаете о рэпе?
- Отношение, как у Брюса Уиллиса в фильме "Последний бойскаут". Его там плохой дядя пытает, а он не плачет. И тот спрашивает: ты когда-нибудь плачешь? И в ответ – включи мне рэп, и я заплачу.
- На фестивалях "Дети ночи: Чорна рада" в свое время выступало довольно много готик-групп из России. С кем-то из них вы поддерживаете сейчас отношения, или они разорваны окончательно?
- Дело в том, что мы и тогда из российских групп ни с кем не общались. Поэтому чего же сейчас общаться? Но дело не в какой-то предвзятости – мол, из России. Просто неинтересно. Готик-сцена – это не просто какая-то конкретная музыка, это огромное движение. Средневековая музыка, симфоническая, техно… Joy Division – это готика. И Blackmore’s Night – тоже готика.
Готика – это скорее даже образ жизни. Не зря же в свое время было движение готов. Молодежь ходила во всем черном. Помню, идет на Воскресенке девочка-гот, одета как положено, идеально подкрашенная. Смотришь с окна – уважение. Есть сила воли, выделиться среди всех этих жлобов.
Нам крайне необходимо создание Министерства идеологии
- Вы довольно много занимаетесь озвучиванием фильмов, дубляжем. Что думаете о законопроекте, где предлагают украинское дублирование заменить титрами?
- В Польше, например, во всех англоязычных фильмах – только титры. За все эти годы, когда я занимался дубляжем, я понял, что дубляж – это от сатаны. Вот опять же Брюс Уиллис. Актер мирового уровня. Это школа, это интонации. А в дубляже пусть и интонации вроде хорошие, но это не оригинал. Ребенок смотрит фильм, и думает, что это наш герой. А потом вырастает, и понимает, что это подвох.
- Когда-то в 90-х "Брати Гадюкины" с успехом выступали в Донецке, и не было никаких проблем абсолютно. У Донбасса был прекрасный шанс полноценно интегрироваться в современную украинскую реальность, безо всякого "особого статуса", "федерализации" и прочего. На каком этапе произошел слом, кто виноват?
- Так и мы успешно выступали в Донецке. А что произошло и кто виноват? Идеология, и еще раз идеология. Всего-навсего. У меня сестра родилась в Черновцах, второй раз вышла замуж за офицера советского флота, потом уже российского. Парень на крейсере "Москва" служил, жаль, что не утонул – ушел на пенсию раньше. И за время жизни в Крыму сестра стала такой "ватницей"… Потому что тотальная пропаганда и промывка мозгов.
- И что теперь делать?
- Нам крайне необходимо создание Министерства идеологии. А наиболее небезопасных людей из России, пропагандистов и так далее – хирургическими методами.
- Какой вы видите Украину после победы, останется ли у нас что-то от русскоязычной культуры? На том же Донбассе, после его реинтеграции.
- Что-то останется. Но на многих война позитивно влияет. В плане отношения к русской культуре и языку. У меня есть знакомый, он раньше в быту вообще не говорил по-украински. А после 24 февраля я не слышал от него ни одного русского слова.
Андрей СередаФото: Роман Петушков
- Многие украинские музыканты сейчас на фронте. Например – Женя Рогачевский, воюет вместе с сыном. В это же время другие музыканты, тот же "Океан Эльзы", гастролируют за рубежом, пропагандируя украинскую культуру. Где, по-вашему, должны находиться люди творчества, где они принесут больше пользы стране?
- Насчет Рогачевского – восхищаюсь. В данной ситуации одно неправильно: сыновья не должны погибать раньше отцов, дети не должны погибать раньше родителей. Это противоестественно. Но у каждого выбор свой. Каждый должен заниматься тем, где он может принести максимальную пользу.
Одного моего знакомого музыканта призвали, месяц какая-то подготовка, и в окоп. На следующий день – он "200-й". Это неправильно. Так мы никогда не победим. Это касается и подхода с отбором людей, и с самой самой подготовкой. Но с другой стороны, знаю много людей, которые уже не могут жить здесь, в тылу. Они возвращаются. Побудут немного, и обратно. Им уже легче на фронте. Там все ясно: здесь друг, там враг. А в тылу разные скандалы, фейки. Какой-то депутат говорит: "Надо принять этот закон или Украина исчезнет с лица земли". Сидишь и думаешь – твою мать, Украине две тысячи лет. И она выживет, это ты сдохнешь.
Помню, мы с гитаристом из нашей группы в 2015 году пошли в "Правый сектор", чтобы они взяли нас в АТО. Андрей Стремпицкий (командир ДУКа - "Апостроф") говорит: "У тебя, Середа, мания величия. Мы ходим на выступления твоей команды. Они помогают нам расти, люди становятся более мотивированными. Это очень классная помощь. Война – это наше, а ты снова хочешь на сцену вылезти? Сиди в зрительном зале, и смотри, как мы теперь работаем. Идите и занимайтесь своим делом, музыкой. Она очень необходима людям".