Каждая женщина в душе немного художник, и первые шаги на поприще изобразительного искусства она делает, нанося на губы помаду. Нет, ну серьёзно — никто же не считает живописью те детские каляки-маляки, которым умилялись разве что наши родители и воспитатели в детском саду (и то – по долгу службы). А вот ювелирно нанесённая красная помада — это да! Этот шедевр, вышедший из-под ваших рук, достоин всяческого восхищения, и главное — созерцания.
Проведенное в Манчестерском университете исследование показало, что мужчины задерживают взгляд на женщине с красной губной помадой на 7,3 секунды, на женщине с розовой помадой — на 6,7 секунды, и на 2,2 секунды — на даме с ненакрашенными губами. И если уж мы пришли к выводу, что использование красной помады сродни живописи, то попробуем пойти от обратного и проследить, какой след легендарное средство для губ в оттенке Red оставило в истории искусства.
Древние времена: Египет, Греция, Рим
В те далекие времена женщины хотели и умели себя украшать. Правда, делали они это далеко не всегда безопасными способами, но, как говорится, «красота требует жертв». Красавицы с берегов Нила предпочитали бордовые оттенки, которые получали из красной охры и натуральных оксидов железа (а иногда из киновари — сульфида ртути, делавшей время от времени поцелуи смертельными).
Легендарная супруга фараона Эхнатона Нефертити предпочитала помаду, сделанную из перламутра раковин морских моллюсков. Возможно, именно это и был первый люкс в макияже. А вот в использовании помады у прекрасных египтянок была одна особенность, не всегда понятная современным любительницам «пышных форм на лице»: они старались не увеличить, а, наоборот, уменьшить размер губ, по возможности, сводя их до уровня узкой полоски. Что поделать — таковы были каноны красоты.
В Древней Греции и в не менее Древнем Риме с красной помадой тоже все было прекрасно. Подтверждением этого факта служат знаменитые Фаюмские портреты, которые разбросаны по музеями мира (в том числе достойно представлены в ГММИ им. А. С. Пушкина в Москве). И хотя найдены они были в Египте, влияние греческой и римской культур здесь очевидно. Несмотря на то, что эти шедевры играли ритуальную роль и подкладывались в мумии вместо лиц, они, безусловно, радуют глаз хорошо прорисованными яркими губами.
Античные красавицы любили пользоваться жирной глиной и хранили свое сокровище в маленьких золотых шкатулках (ведь никто же не думает, что знаменитый тубус с губной помадой существовал всегда?).
Средневековье
Средние века — худшее время для милых женских прихотей. Любая попытка навести хоть какой-то марафет заканчивалась либо дыбой, либо костром. Охота на ведьм по сути стала охотой на красоту. Единственным способом выжить, как это ни парадоксально звучит, стало безликое (во всех смыслах этого слова) существование.
Достаточно взглянуть на знаменитую картину Яна Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», чтобы понять насколько все было уныло в плане макияжа. Инквизиция свирепствовала и карала любое проявление индивидуальности. Красная помада незамедлительно ушла в подполье, ибо, как и все прекрасное, без любви она чахнет и, к тому же, совершенно не выносит насилия.
Но даже в эти темные времена самые отважные женщины шли на различные уловки, чтобы добиться яркости губ. Например, просто их покусывали. У длинношеих красавиц на полотнах Эль Греко иногда встречались вполне выразительные красные оттенки. А молодая принцесса на картине Пизанелло явно сделала акцент на губы.
Ренессанс
Эпоха Возрождения вернула женскую красоту на ее законное место и принялась на разные голоса воспевать пышные формы, золотистые локоны, чувственный румянец и яркие уста. Немалую роль в популяризации алого цвета сыграла английская королева Елизавета I, которая красила губы смесью из сока инжира, яичного белка и размолотых красных зерен кошенили. И делала она это не просто так, а для того, чтобы оттенить и выгодно подчеркнуть аристократическую бледность своего лица.
Немецкий художник Лукас Кранах старший на картине «Портрет принцесс Сибиллы, Эмилии и Сидонии Саксонских» выразительно подчеркнул индивидуальность героинь с помощью оттенка губ. Ну, а с «Портретом куртизанки» Джорджоне и так все понятно. Какая же куртизанка без красной помады!
VIII–XIX века
При французском дворе помадой пользовались не только дамы, но и кавалеры, которые таким образом выделяли губы на фоне усов и бороды. Не говоря уже о том, что самим словом «помада» мы косвенно обязаны кардиналу Ришелье, который так любил яблоки, что постоянно держал их под рукой. Смекалистый лекарь приготовил для него помаду с яблочным ароматом, которой кардинал с удовольствием смазывал верхнюю губу, чтобы наслаждаться фруктовыми нотами. Так от французского слова pomme (яблоко) и пошла новая история.
Поскольку придворная жизнь в те времена была довольно распутной, то постепенно красная помада приобрела дурную репутацию и стала отличительным знаком женщин легкого поведения. Иногда ее прощали артисткам (по служебной необходимости), но в быту все же неизменно осуждали и высмеивали. Один из известнейших портретистов начала VIII века Никола де Ларжильер с завидным постоянством писал придворных прелестниц с алыми губками.
В конце XIX века его эстафету принял Огюст Ренуар — на портрете актрисы театра «Комедия Франсе» Жанны Самари он придал ее устам невероятно соблазнительный и смелый оттенок. Причём при жизни Ренуара добиться такого эффекта было совсем несложно, потому что уже в 1870 году парфюмерный дом Guerlain выпустил первую помаду в виде выкручивающегося стика в футляре с колесиком. Называлось это чудо человеческой мысли весьма многозначительно — Ne m’Oubliez pas («не забывайте меня»). Губы, поцелуи… логика прослеживается весьма четко.
XX век
И тут пришли суфражистки и сделали красную помаду своим символом борьбы за права женщин (читайте также: «9 вдохновляющих фактов о губной помаде»). Именно под знаком Red Lipstick они отстаивали возможность делать то, что хочется, и красить губы в любой цвет (конечно, там были еще и другие требования: что-то про рабочий день, заработную плату… но сейчас не об этом). На прошедшем в 1912 году в Нью-Йорке марше феминисток за право голосовать наравне с мужчинами губы большинства участниц пылали вызывающим алым цветом. Так эстетически, чисто по-женски, они заявляли о своей свободе выбора. Все это можно в большом количестве видеть на картинах Тамары де Лимпицки, где практически все героини искушают и соблазняют с помощью умелого и обильного макияжа (иногда, в качестве тяжелой артиллерии обнажая грудь и другие части тела).
В 1924 году Габриэль Шанель (читайте также: «Как Коко Шанель не стала королевой Англии, и еще 14 удивительных фактов о ней») выпустила под своим именем первую красную губную помаду, вложив в нее особый, очень личный смысл, и сделав ее, таким образом, одним из символов Дома Chanel. За все эти годы помада ни разу не снималась с производства и до сих пор служит вдохновением для новых коллекций.
В 1947 году дизайнер Кристиан Диор решил одеть в великолепные наряды не только женщин, но и их губы. Выбор естественно пал на красный. В знаменитой коллекции «Трафальгар», поражающей воображение тканями цвета мака и герани, впервые заявил о себе легендарный оттенок, ставший знаковым для модного Дома. Премьерная серия из 8 помад, заключённых в роскошный мини-обелиск, имела ошеломляющий успех у женщин.
В 50-х годах для красных губ наступает золотой век. Кинематограф, культ женственности, развитие бьюти-индустрии — все способствует расцвету самого знаменитого make-up средства. Надо было только определиться какую форму придать губам: «бутон розы», «укус пчелы»или «дуга купидона». Остальное делалось в считанные минуты.
Сегодня
За свою долгую красочную историю «наша героиня» пережила разные времена, но в 2000-х снова триумфально заявила о себе во всем мире. И, похоже, она не собирается уступать свои позиции, каждый сезон представая перед нами в новых оттенках и текстурах.
Все красное:
Фото: архивы пресс-служб, Getty Images