Россияне парализуют школьное обучение в Украине: как выйти из ситуации/Из-за постоянных воздушных тревог школьное образование в Украине под угрозой
Россияне парализуют школьное обучение в Украине: как выйти из ситуации/Из-за постоянных воздушных тревог школьное образование в Украине под угрозой

Россияне парализуют школьное обучение в Украине: как выйти из ситуации/Из-за постоянных воздушных тревог школьное образование в Украине под угрозой

Страна-агрессор, поднимая в воздух свои самолеты, в частности истребители МиГ-31К, способные нести ракеты "Кинжал", зачастую преследует всего одну лишь цель – при помощи воздушных тревог парализовать в Украине деятельность всех общественных институтов. В том числе – образовательных: школьники то и дело вынуждены бегать по маршруту "класс-укрытие". Что, естественно, не может не сказываться на качестве учебного процесса. Каким может быть выход в данной ситуации – выяснял "Апостроф".

Минус десять процентов

Частота и продолжительность воздушных тревог в последнее время начала увеличиваться: если еще летом в среднем она составляла от минут сорока до часу, то сейчас и три часа уже не редкость. А по сигналу сирены "воздушная тревога" (продолжительность – около 1 минуты) гражданам необходимо проследовать в бомбоубежище или укрытие, и находиться там до отбоя тревоги (сигнал сирены – 5-10 секунд).

Многие, конечно, воздушные тревоги давно игнорируют: мол, чего бегать туда-сюда, а если прилетит – значит судьба такая. Но в учебных заведениях подобная жизненная позиция вне закона. После начала воздушной тревоги ученики в сопровождении учителей обязаны проследовать до ближайшего укрытия и сидеть там до сигнала отбоя. А ведь в это время школьники могли бы учиться.

Что касается дистанционного обучения, то учащиеся могут, конечно, и дома остаться. Но учебы все равно никакой: учителя в это время все равно в убежище – они-то дистанционку из школы ведут.

"Полномасштабная война повлияла и продолжает негативно влиять на качество обучения. Образовательные потери имеют практически все украинские дети школьного возраста, где бы они ни находились. Утраты знаний и навыков влияют не только на качество образования отдельного ученика и на его будущее, но и на качество всей системы образования и ВВП страны. Ведь из-за пробелов в школьном образовании потери доходов учащихся во взрослой жизни могут составить более 10%", – говорит "Апострофу" образовательный омбудсмен Украины Сергей Горбачев.

Закон сохранения энергии и массы вещества упрощенно гласит: "Если где-то убыло, значит, где-то прибыло". Одним словом, чтобы сохранить качество школьного образования на прежнем уровне, образовательные потери необходимо компенсировать уроками, которые проводятся в другое, свободное от воздушных тревог, время.

Надо отметить, что в Киеве, например, департамент образования и науки КГГА на время осенних каникул предложил ввести компенсаторные занятия, индивидуальные и групповые консультации для преодоления образовательных разрывов и потерь. Правда, итоги этой инициативы неизвестны. Как тут посчитать, кто из школьников благодаря настойчивости родителей часть священного времени каникул потратил на наверстывание упущенного, а кто отдыхал в полную силу?

Школьный опыт

Но в любом случае, многие педагоги сегодня самостоятельно организуют компенсацию образовательных потерь на уровне своих школ.

"Мы разработали экспресс-тесты, которые преподаватели предлагают ученикам. Обязаловки нет – все по собственному желанию. На каникулах составили график консультаций: учителя приходили в школу, те из школьников, кто считал это нужным, могли прийти. Это просто – у нас практически все ученики живут на расстоянии пешей доступности от школы. Не, скажу, что многие приходили, но все-таки приходили", – рассказывает "Апострофу" директор средней общеобразовательной школы I-III ступеней №128 города Киева Олег Сайко.

Кстати, сам факт наличия воздушной тревоги и пребывания учеников в убежище совершенно не означает, что для образовательного процесса отрезаны все пути.

"Для учеников начальных классов вообще никаких проблем. Учительница у них одна, сколько бы времени не длилась тревога, малышей она займет – рисование, лепка, читание. Для младшеклассников предусмотрены столики. Убежище у нас большое, помещаются, если что, все 1100 учеников", – говорит Олег Сайко.

Старшеклассникам немного сложнее – если воздушная тревога началась в конце одного урока, то закончится она наверняка во время другого (в лучшем случае). Но ведь учителя по другим предметам все равно рядом. В этом же убежище.

"Во время воздушной тревоги проводятся устные уроки. Языки, литература, история, та же физика или математика – там ведь тоже есть устные темы, теория. А учителя свое дело знают. У них есть календарный план, и если в убежище был устный урок, то потом в классе будет сделан больший упор на письменный. Все темы в любом случае отрабатываются", – рассказывает "Апострофу" директор столичной гимназии №136 Александр Бреус.

По мнению Сергея Горбачева, чтобы компенсировать образовательные потери на уровне государства, необходимо действовать на всех уровнях: от работы конкретного учителя до изменений в законодательстве.

"Перед началом учебного года Министерство образования и науки Украины совместно с ЮНИСЕФ разработало рекомендации по организации программ по наверстыванию образовательных потерь. И теперь эти наработки должны стать основой для разработки соответствующей национальной стратегии", – говорит образовательный омбудсмен Украины.

Но тут надо отметить, что простые учителя тоже стараются внести свой вклад в решение проблемы на общегосударственном уровне. Так, например, педагогические коллективы школы №128 и гимназии "Оптимист" написали статью "Организация образовательного процесса в укрытии во время воздушной тревоги в государственной и частной школах (по опыту работы)", опубликовав ее в научно-методическом журнале "Образование и развитие одаренной личности".

Глядишь, профильному министерству и пригодится. А то ведь пока мы устраним главную причину воздушных тревог, нашим детям необходимо полноценно учиться.

Теги за темою
Росія онлайн
Джерело матеріала
loader
loader