Стоит ли проводить выборы в Дие. Создатель онлайн-голосования в Эстонии об опыте страны
Стоит ли проводить выборы в Дие. Создатель онлайн-голосования в Эстонии об опыте страны

Стоит ли проводить выборы в Дие. Создатель онлайн-голосования в Эстонии об опыте страны


В 2023 году впервые в истории большинство эстонских избирателей проголосовали онлайн. Побеседовали с одним из авторов этой технологии

Последние месяцы Украина живет в ожидании – состоятся ли президентские выборы весной 2024 года. США призвали провести выборы в 2024 году, даже если война будет продолжаться. Президент Зеленский отметил проблемы, с которыми Украина столкнется, проводя выборы – в частности с голосованием военных и за рубежом, наблюдателями на фронте. В октябре президент сообщил, что выборы состоятся, если будут законодательные изменения и безопасность. Но в начале ноября изменил мнение – выборы пока "не ко времени".

Одним из вариантов реализации выборов во время военного положения могло быть электронное голосование – тем более, в Дие уже есть инструмент опросов. А у полноценного инструмента выборов онлайн есть близкий партнер Украины – Эстония, которая ввела iVoting – электронное голосование – почти 20 лет назад.

В этом году в Эстонии впервые с 2005 года онлайн-голосованием воспользовалось более половины избирателей – 51%. Liga.Tech посетила Таллин и поговорила с Приитом Винкелем, старшим экспертом в Академии электронного управления – подходит ли это Украине, как реализовано в Эстонии и кто голосует. Винкель более 15 лет занимал должности в эстонской избирательной системе, более шести лет возглавлял Государственный избирательный офис Эстонии, участвовал в создании и внедрении системы интернет-голосования.

Материал подготовлен в рамках престура, организованного при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках проекта EU4DigitalUA, внедряемого Академией электронного управления (Эстония).

- Как появилось интернет-голосование и что стало стимулом для его разработки?

– Мы запустили интернет-голосование в 2005 году, это был постепенный процесс. На первых выборах 2005 года таким образом проголосовали только 2% людей, сейчас – чуть больше 50%, это огромное изменение.

В начале 2000-х осведомленность о рисках онлайн была меньше. Я считаю, что сегодня рядовой избиратель больше боится делать что-то онлайн, чем 20 лет назад. Тогда Эстония оказалась в нужном месте в нужное время. Мы начали рано, когда были возможны многие вещи, которые не так легко сделать сегодня. В Эстонии уже была введена ID-карта, это очень важный компонент. В вашем случае это может быть идентификация на основе Дии, но она в любом случае должна быть.

Стоит ли проводить выборы в Дие. Создатель онлайн-голосования в Эстонии об опыте страны - Фото 1

На тот момент в Эстонии уже были разные решения электронного правления, например электронное налогообложение, уплата разных государственных сборов через интернет. То есть уже было понимание среди людей, а понимание – это базовое доверие к правительству, одна из трех составляющих успеха. Первая – это наличие цифрового ID, далее – существующая технологическая экосистема и третья составляющая – доверие.

- Интернет-голосование должно постепенно заменить обычное или останется альтернативой?

- Мы ни в коем случае не говорим об исключительно голосовании через интернет. Это рассматривалось как дополнительный способ голосования, как в начале, так и сегодня. Тогда политики думали, что голосование в интернете привлечет молодых людей к выборам. Как привлечь молодежь на выборы – проблема во всем мире. Но с годами стало ясно, что iVoting не работает в этом вопросе.

У нас даже был интересный случай в 2017 году, когда Эстония снизила возрастной ценз до 16 лет. Появилась большая группа молодежи, впервые голосовавшей – 16-, 17-, 18-летние. Мы провели опрос – "как вы голосовали – на участке или электронно?" И абсолютное большинство ответили, что пошли на участок, потому что впервые хотели это сделать на бумаге, вместе с родителями.

Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий

Предпочтения меняются где-то с 25-30 лет, когда люди фактически начинают жить своей жизнью – после университета, первой работы, уплаты счетов. Тогда они уже начинают голосовать в интернете.

Больше интернет-голосование повлияло на выборы за рубежом. Я считаю, что украинскому обществу очень важно понимать, как достучаться до большого числа украинцев за рубежом, как предложить им проголосовать, стать частью избирательного процесса.

Опыт Эстонии показывает, что количество избирателей за границей резко растет после внедрения iVoting. Это значительно облегчило избирателям участие в выборах по сравнению с голосованием в посольствах или по почте, хотя это все еще доступно.

Стоит ли проводить выборы в Дие. Создатель онлайн-голосования в Эстонии об опыте страны - Фото 2

– 18 лет назад смартфонов еще не было. Но почему до сих пор эстонцы голосуют только через компьютеры?

- Да, мы начали с голосования через ID-карту и компьютер (карта подключается к устройству через специальный кардридер. – Ред.). Позже добавился мобильный ID. Теперь можно подтвердить личность с помощью ID-карты или мобильного телефона, но мы все еще делаем это через компьютер. Сейчас идет дискуссия по голосованию через смартфоны, решение – за парламентом.

Есть разные мнения на этот счет, но для меня это несет множество новых рисков, если сравнивать с голосованием на компьютере. Сейчас мы используем приложение для голосования, отдельное от браузера, и это также ограничивает риски.

С переходом на смартфоны мы должны создать программы на базе Apple и Android. И в обоих случаях мы отдадим часть безопасности, которую мы уже создали. Вопрос в том, что мы получим вместо этого – гораздо больше рисков. Мы рискуем распространять потенциально вредоносные программы, особенно в Android. Мы отказываемся от нашей цепочки контроля рисков в случае с Apple.

А теперь возникает философский вопрос. Насколько сложно избирателю раз в два года, на шесть дней (в Эстонии из-за электронного голосования избиратель может оставить голос и изменить его в течение шести дней до дня выборов. – Ред.) найти компьютер? Нам действительно нужно делать это более удобным? Я думаю, что это главный вопрос. И это теперь должны решить политики.

– Поговорим еще об одном риске. Россия пыталась нарушить электронное голосование в Эстонии, в частности в этом году, когда оно было самым массовым?

– Как и в каждой контролируемой государством цифровой системе, в электронном голосовании всегда были попытки вторжения. Я работал в Государственной избирательной службе Эстонии до 2019 года. К тому времени я не могу сказать, что были какие-то масштабные нападения или что-то в этом роде. И никаких сообщений о чем-то серьезном после этого не последовало. Существует много разных уровней безопасности. Это общегосударственный вопрос безопасности.

Самые слабые звенья в системе – это домашние компьютеры, поэтому мы уделяем большое внимание тому, чтобы люди защитили их. Работает круглосуточная горячая линия, есть много просветительских материалов, кампаний. Люди проверяют свои компьютеры, нет ли там вредоносного ПО. Это риск, который мы воспринимаем серьезно и пытаемся снизить.

Но, к счастью, по крайней мере, у нас ничего не было. Вопрос в том, что может Россия сделать? Голоса защищены цифровой подписью. Они хотят сорвать процесс? DDoS-атака может на короткое время остановить голосование. Но у нас есть шесть дней. Поэтому можно вернуться, переголосовать или пойти на избирательный участок.

- Может ли электронное голосование в конце концов охватить 80%, 100% населения?

– Теоретически, конечно. Но я не думаю, что это следует делать. Сейчас мы находимся в более или менее равновесном состоянии, 50 на 50. В этом году были первые выборы после пандемии, и люди много голосовали дома. К тому же много тревоги из-за войны. Возможно, это и явилось причиной такой массовости перехода на электронное голосование.

Но, по-моему, довольно трудно будет набрать еще больший процент, потому что все равно желающих прийти на участок очень много. Чем больше эстонцев будут голосовать онлайн, тем более привлекательным это будет для злоумышленников – для нарушения или остановки процесса. 50% – это и так уж очень много.

– Сколько людей было до COVID или раньше?

– Непосредственно перед COVID мы имели 45-47%.

- Есть ли разница в предпочтениях городского и сельского населения?

- На первых трех-четырех выборах изначально был важным индикатор города и села. Отличались и другие показатели – было больше мужчин-горожан, говоривших на эстонском, моложе. Дальше показатели выровнялись. Между городом и деревней нет большой разницы.

С 2021 года у нас есть электронные реестры избирателей. На местных выборах округ является вашим муниципалитетом, на парламентских выборах – это ваш регион, на выборах в Европарламент – вся Эстония, и можно идти, куда хочешь. Многие избирательные участки расположены в торговых центрах, в общественных местах. Определяющим показателем для "бумажного голосования" является то, насколько далеко расположен участок от дома. Если путь длится более 30 минут, то люди выбирают онлайн. Это больше влияет на сельских жителей.

Самый сильный эффект, когда мы говорим о местах проживания, это заграница. Проголосовать можно в отпуске, и это не тяготит.

- Удалось ли Эстонии сэкономить средства, используя голосование онлайн?

– У нас не было цели сэкономить деньги. В целом часть денег переместилась внутри избирательной организации между способами голосования, но это не общая экономия. И расходы на организацию выборов также отличаются, немного больше в начале из-за инвестиций и немного меньше позже. В то же время существует постоянная потребность в обновлении, модернизации и совершенствовании системы, поэтому каждый год есть постоянное финансирование. Трудно назвать одну цифру.

– Эстония продавала или передавала эту технологию другим странам?

– Я думаю, что трудно взять работающую систему голосования и отдать ее кому-то другому. Потому что она создана специально для Эстонии. Мы не покупали ее у других компаний. Наш разработчик – это Cybernetica, эстонская высокотехнологичная компания, выросшая из Института кибернетики Академии наук Эстонии. Они были с нами как пионеры и росли в процессе.

И теперь, основываясь на том ноу-хау, которое они получили, Cybernetica предлагает свои услуги за границей. То есть Эстония предоставляет за границу ноу-хау, а не само решение, поскольку оно должно быть индивидуальным для страны. Интернет-голосование нужно и в других случаях – для университетов, крупных компаний и их правлений, встреч и т.д. Есть рынок для частных компаний.

Стоит ли проводить выборы в Дие. Создатель онлайн-голосования в Эстонии об опыте страны - Фото 3

– И к чувствительному для украинцев вопросу. Что вы думаете о возможности голосования через Дию?

– Склонен согласиться, что это сложно. Да, у вас есть Дия. По крайней мере, часть украинцев имеют цифровой ID. Как я уже говорил, есть три самых важных вещи в интернет-голосовании – ID, экосистема, доверие. В случае Эстонии все имеют одинаковую цифровую идентичность, в украинском случае это еще несколько ограничено. Но все равно у многих она есть. Экосистема у вас есть, остается доверие к правительству, к электронному способу ведения дел. Это то, что строится со временем. Поэтому мы всегда говорим, что интернет-голосование – услуга поздней стадии. Это никогда не должно быть в начале е-управления.

У Украины очень хорошие намерения и очень быстрое развитие, но вы все еще немного на ранней стадии, чтобы действительно думать об электронном голосовании. Но то, с чего стоит начать – это люди за границей. Следует определить, имеют ли они электронную идентификацию и как их привлечь к голосованию. Но я уверен, что это действительно хороший шанс для начала. Потому что дома, в Украине, скорее всего, многим людям сегодня проще пойти на избирательный участок в школе и проголосовать там.

Эстонии удалось, что мы начали так рано. Риски были низкими, представления людей были иными. Я знаю, что у вас дискуссия уже на достаточно высоком уровне. Но уровень доверия избирателей и уверенность политиков – еще не на нужном уровне. Но в будущем вы можете прийти к этому.

– Как военнослужащие и гражданские лица в прифронтовых городах могут безопасно голосовать? Потому что школы, общественные места могут быть обстреляны Россией.

- Я считаю, что это тоже вопрос, можно ли реально организовать выборы во время голосования. И это большой вопрос по всему миру. Возможно ли это действительно? И я считаю, что, к сожалению, действительно провести равномерные выборы довольно трудно.

 

Джерело матеріала
loader
loader