/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2Fc34d8af22dc5f4474098949e935007b1.jpg)
Первый маршрут составлял всего 3,5 км: когда в Киеве появился первый троллейбус, архивные фото
На ряду со знаменитыми киевскими трамваями, история столичных троллейбусов не менее интересна и драматична. Свое начало она берет в 1935 году с маршрута Европейская площадь - Киевский завод электротранспорта - Лыбидская.
История этого вида транспорта обнародована на Facebook-странице "Спрага: в Киеве интересно".
Впервые создать троллейбусную линию в Киеве попробовали в далеком 1914 г. Лондонская фирма изъявила желание и интерес создать в Киеве "безрельсовый трамвай", который, по сути, и был троллейбусом. Киевской мэрии презентовали проект, в котором подчеркивались основные преимущества такой линии транспорта - прежде всего дешевизна и относительная легкость внедрения. Но эта амбициозная идея провалилась.
Реальная история столичного троллейбуса начинается в 1935 году, после того, как годом ранее большевики перенесли столицу УССР из Харькова в Киев. Сначала планируется демонтировать трамвайную линию, проходящую по Крещатику и Владимирскому спуску, а вместо нее с Вокзала по схожему маршруту запустить первый в Киеве троллейбус. Эксперты из Киева отправились в Москву для обмена опытом, ведь троллейбусы уже курсировали там несколько лет. Было принято решение закупить один троллейбус модели ЛК-5 (расшифровка - Лазарь Каганович) и начать производство подобных троллейбусов в Киеве, что, в принципе, и было сделано. Были изготовлены 5 подобных троллейбусов в Киеве и один "импортный" из Москвы.
Первый рейс киевского трамвая стартовал 5 ноября 1935 года в 17:00. Несмотря на то, что первоначальные планы были немного другими, первый киевский трамвай ходил по маршруту "Площадь III Интернационала" (современная Европейская) - Завод имени Домбаля (сегодня - Киевский завод электротранспорта)". По сути, этот маршрут тянулся почти до современной станции метро "Лыбидская". Маршрут был протяженностью 3,5 км и в одну сторону занимал около 10 минут с 5 остановками. Максимальная скорость первого киевского троллейбуса составила 45 км/ч. Троллейбусы были рассчитаны на 45 мест (30 из них для сидения), а в день открытия линии новый вид киевского транспорта "испытали" 1629 пассажиров, во второй день - уже более 5 тысяч. Как и положено в таких случаях, люди катались кругами целыми семьями, а открытие было торжественным и праздничным.
В то же время, первый киевский троллейбус серьезно уступал его конкуренту - трамваю. Во-первых, проезд был дороже, во-вторых, люди платили по принципу "дальше едешь - больше платишь". К тому же, первый троллейбусный маршрут полностью копировал трамвайный. К началу Второй мировой войны в Киеве построили еще две троллейбусные линии, соединяющие друг друга по кольцу. Говоря современными названиями, маршрут был такой: Центральный железнодорожный вокзал - Европейская площадь - станция метро "Лыбидская". Развитие киевского троллейбуса остановилось во время Второй мировой войны, а активные темпы строительства новых линий начались в конце 1940-х годов.
К началу 1950 годов в Киеве уже было 5 троллейбусных линий. Они вели к Лукьяновке, проходили по современному бульвару Михновского (тогда - Автострада), вели к улице Полевой в районе современного Политехнического института.
С этого времени количество троллейбусных линий увеличивается с каждым десятилетием. В 1960-х гг. появляется уже 20 линий, объединяющих все киевские районы правого берега. На левом берегу троллейбус появляется только в 1983 году, соединяя Почайну с Троещиной, а к концу 80-х в Киеве было уже более 30 маршрутов.
Несмотря на достаточно активное внедрение на рынок автобусов киевского производства, в начале 1960-х снова в Киеве растет количество чешских автобусов Skoda. Кроме того, в 1986 году в Киеве начали ездить румынские автобусы DAC217E и отъездили они немало лет.
Популярность производимых на киевских заводах моделей троллейбусов стала угасать в 1970-х годах, но уже в начале 90-х они снова стали массово появляться в Киеве. В 1992 году на улицах города появляется троллейбус "Киев-11у" рассчитан на 100 пассажиров, а в 1995 г. выходит модификация "К12.03", который мог перевозить уже 193 пассажира.
- Парадные врата древнего Киева: как выглядели Золотые ворота в 19 и 20 веках
- Не узнать: как выглядел Андреевский спуск в Киеве в 1860-х годах, фото
- Возникла с Ивановского пути: архивные фото и улицы Институтской в Киеве
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F454%2F6c4d9a9b0118075284b0040f8da931bc.jpg)
Через будівництво ЖК "The ONE" біля Кловської існує загроза зсуву ґрунту
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F52%2F5b5c840d1ea958435bbce147b979130e.jpg)
На аеродромі "Саки" у Криму пожежа в районі злітної смуги та складів, – ЗМІ
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F3%2F8c3c9bae14e12837ef57276d8ff017f6.png)
Подорожчання проїзду: названо регіони, де пасажири змушені платити рекордно багато
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2F94c3ef99ecdc1a073a67275d673bcfe0.jpg)
На Донеччині у зоні примусової евакуації залишаються 168 дітей
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F3%2F9559bc5c880e53b52ca484687d932719.jpg)
Відключення світла в Полтавській області: українців попередили про незручності
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F52%2Fa9e5542481f0df8fd9568a481209d43c.jpg)
Там вже готували атаку: як новий удар по "Енгельсу" вплине на обстріли України
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F3%2Fc50d4be7ccacad5bec19283d4f228511.png)