Больше не бензоколонка? Почему в России не хватает топлива/Бензин и дизель в РФ сначала рекордно подорожали, а потом пропали из продажи
Больше не бензоколонка? Почему в России не хватает топлива/Бензин и дизель в РФ сначала рекордно подорожали, а потом пропали из продажи

Больше не бензоколонка? Почему в России не хватает топлива/Бензин и дизель в РФ сначала рекордно подорожали, а потом пропали из продажи

Во многих регионах России, ключевого нефтяного экспортера, наблюдается дефицит бензина и дизельного топлива. Власти выдумывают различные оправдания, но все же вынуждены признать наличие проблемы. При этом, если где-то горючее и можно купить, стоить оно будет существенно дороже, чем еще несколько недель назад. "Апостроф" разбирался, почему горючее пропало с российских АЗС, и соответствует ли все еще РФ званию главной мировой бензоколонки.

Россия, которая является одним из ведущих мировых производителей нефти и нефтепродуктов, столкнулась с жесточайшим дефицитом бензина и дизельного топлива.

Если бы речь шла о какой-то другой стране или временах где-то десятилетней давности, подобная информация была бы воспринята как фейк, причем довольно низкопробный. Однако в сегодняшней путинской России уже мало, что может по-настоящему удивить.

И, разумеется, информация об исчезновении бензина и дизеля из розничной продажи во многих регионах РФ является абсолютно подлинной, к тому же подтвержденной на официальном уровне.

Автомобильное горючее в РФ начало дорожать еще весной, а к концу лета его стоимость достигла очередных максимумов. Так, на торгах 18 августа оптовая цена бензина А-95 превысила 70 тысяч рублей (750 долларов) за одну тонну, что стало историческим рекордом для этого вида топлива.

Стоимость дизеля, который ускоренно дорожает с конца июля (за месяц рост цен превысил 20%), тоже бьет рекорды. На торгах 17 августа его оптовая цена достигла 68 тысяч рублей (720 долларов) за тонну. Спрос на солярку растет со стороны аграриев, которым нужно убирать урожай.

При этом топливо подорожало и в рознице, а вскоре и вовсе исчезло на многих АЗС. Сообщения об отсутствии бензина и дизеля приходят как из центральной части России, например, из Рязанской области, так и из Сибири и с Дальнего Востока.

Весь бензин ушел на экспорт

Как же так получилось, что Россия, которая не без гордости носит имя главной мировой бензоколонки (хотя со стороны развитых стран оно имеет, скорее, пренебрежительную окраску), не может обеспечить горючим собственные нужды?

По одной из версий, перебои с автомобильным топливом вызваны задержками с его доставкой по железной дороге. Как сообщил российский "Интерфакс" со ссылкой на свои источники, сроки поставок в последнее время возросли значительно – в некоторых случаях вплоть до 90 дней.

Однако понять, из-за чего возникают такие задержки (помимо традиционного российского бардака), довольно сложно. Так, например, сообщается, что сейчас большие объемы угля перевозятся по железной дороге на восток (вероятно, подразумевается Китай, так как других реальных покупателей на том направлении нет). Но неужели в предыдущие месяцы подобные поставки не осуществлялись?

Еще одна версия возникновения дефицита горючего – якобы проведение плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Однако и это довольно сомнительно, учитывая, что никаких сообщений о массовых ремонтах на таких предприятиях в последнее время не было (на самом деле, пик ремонтов на таких заводах приходится на май), к тому же, в РФ на сегодня насчитывается порядка 30 крупных нефтеперерабатывающих заводов и около 80 мини-НПЗ. Поэтому, даже если на некоторых из них действительно проводятся регламентные работы, это никак не может повлиять на общую ситуацию.

Поэтому, очевидно, дело несколько в ином.

По словам руководителя специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, нынешняя ситуация на российском рынке автомобильного топлива обусловлена несколькими причинами.

"Одна из них – довольно странная налоговая политика. Изначально она была заточена на то, чтобы стимулировать экспорт нефтепродуктов, а не нефтяного сырья, что, в принципе, логично. Но, в конце концов, она свелась к усилению налоговой нагрузки и изыманию средств в ущерб развитию отрасли", - сказал эксперт в комментарии "Апострофу".

Речь идет о так называемом налоговом маневре, суть которого состоит в том, что экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты постепенно сокращается (в 2024 году она должна обнулиться), а налог на добычу полезных ископаемых, к которым, безусловно, относиться и нефть, эквивалентно увеличится (до 30%).

Вторая принципиальная причина во многом вытекает из предыдущей, и это – несбалансированность рынка.

"Заводы не справляются с теми объемами, которые требует растущий рынок, а стимулов для того, чтобы НПЗ поставляли продукт именно на внутренний рынок, нет", - поясняет Рябцев.

То есть нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы по максимуму отправлять нефтепродукты на экспорт: "На внутреннем рынке заработать почти невозможно, поэтому, все, что можно продать за рубеж, продается за рубеж. А остатки поставляются в те регионы (РФ), в которые это выгодно – Москва, Питер, Казань, Екатеринбург".

Что до остальных, более депрессивных регионов, то как раз в них, в первую очередь, и пропал бензин.

Кстати, вполне вероятно, что дополнительным стимулом для увеличения экспорта нефтепродуктов в ущерб внутреннему рынку стало недавнее ослабление рубля.

"Падение стоимости российского рубля делает экспорт нефтепродуктов еще выгоднее, чем их продажи на внутренний рынок, поэтому нефтяники стараются увеличить экспортные поставки, что также формирует дефицит на внутреннем рынке", - считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, которого цитируют российские "Известия".

Вслед за российским космическим кораблем

В любом случае, очевидно, что Россия не в состоянии удовлетворить собственный спрос на горючее – как со стороны населения, так и бизнеса.

И в связи с этим возникает закономерный вопрос: а не перестала ли Россия быть той самой мировой бензоколонкой – не зависимо от того, с гордостью об этом говорится, или с пренебрежением?

"Об этом еще слишком рано говорить. Она как была бензоколонкой, так ею и (пока) остается", - убежден директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

В разговоре с "Апострофом" он отметил, что сейчас, когда в России все ресурсы направляются на нужды военно-промышленного комплекса, стране-агрессору необходимы средства, получаемые от продажи за границу сырьевых товаров, прежде всего, нефти.

Но добыча нефти в России падает. Частично это связано с ее обязательствами в рамках ОПЕК+, однако это – не единственная причина. Дело в том, что разработанные месторождения с легко извлекаемой нефтью истощаются, при этом качество сырья на многих из них заметно ухудшается, а для разработки новых месторождений нет ни средств, ни технологий. Очевидно, что сокращение нефтедобычи уменьшает и экспортный потенциал – как для нефти, так и для нефтепродуктов.

"Для них (России) сейчас самое важное – не консервировать скважины, поэтому они готовы продавать по любым ценам", - говорит Владимир Омельченко.

Но перспективы неутешительны.

"Это очень инерционная отрасль. Я думаю, что в ближайшие полгода ситуация определится. А потом начнется обвал добычи (из-за невозможности продавать)", - добавляет эксперт.

По словам Геннадия Рябцева, негативные тенденции уже проявляются, но их тщательно скрывают.

"Прекращена публикация данных о том, что происходит на нефтяном рынке. А ведь при хорошей жизни статистику не прячут, - объясняет эксперт. - А перспектив, на самом деле, нет. Обо всем хорошем рассказывается, а все плохое замалчивается. А потом получается, как с "Луной-25" (российский космический модуль, который недавно разбился при попытке сесть на Луну - "Апостроф"). С нефтяной отраслью будет то же самое - "внезапное соприкосновение с поверхностью Луны".

Теги за темою
Росія нафта
Джерело матеріала
loader
loader