Игра, в которую никто не верил, стала достойным конкурентом Counter-Stike, однако рискует потерять все
С появления первой версии в 2000 году игра Counter-Strike считалась беспрекословным лидером в жанре командных тактических шутеров на тему подразделений специального назначения. Поэтому когда в свое время Ubisoft анонсировала свой проект в этой нише, в геймерском сообществе ему прогнозировали провал и быстрое забвение.
Назло всем скептикам Rainbow Six Siege не просто смогла сформировать обширную базу игроков, но и стала одной из главных многопользовательских видеоигр в портфолио французского издателя. На фоне в целом непростых времен для бизнеса Ubisoft шутер остается важным островком стабильности благодаря приросту игроков.
Liga.Tech окунулась в историю Rainbow Six Siege и разобралась в ее проблемах и в том, как игре удалось добиться успеха с таким мощным конкурентом.
Новатор среди шутеров
В конце 1990-х компания Ubisoft подписала соглашение с популярным писателем Томом Клэнси (автор неоднократно экранизированного цикла об аналитике ЦРУ Джека Райана) об использовании его имени для бренда игр. Суммарно под ним вышло более 50 тайтлов, однако основными стали серия стелс-экшенов Splinter Cell и тактических шутеров Ghost Recon и Rainbow Six.
Выпущенная в 2015 году R6 Siege принципиально отличалась от своих предшественников. Те были в основном одиночными сюжетными играми, хотя и содержали неплохой мультиплеер, включая созданный фанатами режим Terrorist Hunt. "Осада" же была сугубо онлайн-шутером с PvP (матчи между игроками) и PvE (матчи между игроками и ботами). Вместо кампании здесь был ряд тренировочных миссий по освоению с механиками игры.
Не менее поразительным было отличие R6 Siege от других популярных мультиплеерных стрелялок от первого лица: это был не аркадный, а именно тактический шутер. Умение точно стрелять было половиной, если не четвертью дела, истинным залогом победы в матче было командное общение и взаимодействие. Как в каком-нибудь Counter-Strike, игрок в случае гибели своего подопечного не восстанавливался за 10 секунд, а ждал до конца раунда.
В отличие от шутера Valve, герои не были безликими бойцами спецотрядов или террористических группировок. Каждый из бойцов в списке имел свою биографию, внешний вид и самое главное – уникальный гаджет. Поэтому игру частенько относят в категорию первых геройских шутеров (более известный представитель – Overwatch).
Каждый матч разворачивается по одному и тому же сценарию: команда атаки штурмует здание, команда защиты – мешает им. Тактическая глубина и разнообразие матчей достигается за счет нескольких ключевых частей.
Во-первых, принадлежность к одной из команд влияет не только на стартовую позицию: у каждой стороны есть список уникальных бойцов, дополнительные возможности и второстепенные гаджеты. Так, нападающие могут использовать тросы для подъема на высоту и проникновения через окна и небольшие наземные дроны для разведки. Они могут брать в бой осколочные, светошумовые и дымовые гранаты, а также мины и взрывные заряды.
Защитники же могут баррикадировать окна и двери, устанавливать бронированные щиты или колючую проволоку и просматривать видео с камер наблюдения в режиме реального времени. На первых порах отличались и арсеналы: штурмовые винтовки и пулеметы у нападающих и пистолеты-пулеметы для защитников. Дробовики и пистолеты были общими для обеих сторон. Однако со временем эта разница смазалась из-за добавления новых оперативников.
Во-вторых, в игре реализовано частичное разрушение. Игроки могут простреливать некоторые стены или даже уничтожать их с помощью гаджетов. Защитники могут укреплять стены, однако среди нападающих есть оперативники, которые могут пробивать и их.
В-третьих, игровые карты у R6 Siege достаточно обширные и многоуровневые. Как правило, это большие здания с несколькими этажами и подвалом, а также массой возможных входов. При этом каждый раунд расположения команды защитников меняется.
Еще один аспект – каждый из бойцов имеет свой уникальный гаджет и методику его использования. Так, оперативники Sledge имеют в арсенале кувалду, которой может пробивать баррикады или тонкие стены, а его коллега Smoke бросает небольшой баллон с отравленным газом, который наносит вред всем, кроме него.
В конце концов, "жизнь после смерти". Если у большинства шутеров после убийства подопечного игрока остается только наблюдать за товарищами по команде, то Siege позволяет подключаться к камерам или дронам и подсвечивать ими врагов. Ubisoft часто обещали расширить этот аспект, но дальше обещаний дело пока не дошло.
Сложный старт
После релиза в декабре 2015 года R6 Siege получила достаточно теплый приём. Игру хвалили за приятную механику стрельбы (а это – основа основ для любого шутера) и оригинальный концепт. С другой стороны, проект критиковали за нехватку контента, технические проблемы и явное превалирование соревновательного режима над кооперативом.
Однако самое главное – R6 Siege дарила игрокам интенсивный и напряженный мультиплеерный опыт, потому в ее потенциале почти никто не сомневался. Ubisoft, в свою очередь, обещала поддерживать на долгосрочной основе. В дальнейшем игра будет стабильно получать четыре дополнения в год с двумя новыми оперативниками (по одному для защиты и нападения) и новой картой.
Несмотря на довольно частые обновления, техническое состояние игры все еще оставались неудовлетворительными. Причем главной проблемой были не многочисленные баги, а крайне слабый сетевой код: долгие поиски игры и отключение среди матча были очень частым явлением.
В этой ситуации Ubisoft пошла на беспрецедентный шаг: объявила, что перенаправит ресурсы команды R6 по разработке нового контента на "ремонт" игры. В июне 2017 года вместо запланированного дополнения стартовала Operation Health. Хотя позже среди фан-базы это событие станет основанием для массы мемов и шуток, выпущенные тогда обновления значительно улучшили техническое состояние осады и стали поворотной точкой в ее истории. Согласно данным платформы SteamCharts, именно после Operation Health ПК-версия игры (она считается основной) смогла преодолеть рубеж в 30 000 одновременных игроков и больше не опускалась ниже него. Тогда же стало ясно, что R6 Siege обладает потенциалом игры-сервиса.
Золотой век
Следующие три года после "оздоровления" среди поклонников R6 Siege считаются золотым веком в истории шутера. Согласно уже упомянутому Steam Charts, в марте 2020 года Siege вышла на среднее значение 100 000 одновременных игроков в месяц и 200 000 – на пике. Тогда же начался 5 год поддержки игры: после добавления Oryx и Ianna список оперативников удвоился по сравнению с тем, что был на релизе, – 54 против 20.
В дальнейшем Ubisoft значительно снизила темпы добавления новых оперативников – их количество уменьшилось до одного в дополнении. Выпуск новых карт прекратился еще раньше – последняя вышла в 2019 году. Значительным разочарованием для некоторых игроков стало и то, что новички использовали оружие ранее выпущенных оперативников.
Конечно, такое изменение стратегии по отношению к DLC не было чем-либо плохим самим по себе. В игре уже было много оперативников и карт, а количество возможных комбинаций их гаджетов и тактик приближалось к бесконечности. Порог вхождения для новичков значительно вырос, однако это компенсировалось действительно интересным игровым опытом, почти не имеющим аналогов. Более того, идею с уникальными оперативниками у Ubi начали подсматривать конкуренты. Например, Call of Duty: Black Ops 4.
Что пошло не так
Достигнув пика одновременного онлайна в марте-апреле 2020 года, Rainbow Six Siege столкнулась со спадом интереса со стороны игроков. В июне игра в среднем привлекала 45 тысяч одновременных игроков.
Главной причиной такой негативной тенденции поклонники шутера называют техническое состояние. В игре даже был период, когда разработчикам приходилось временно удалять одного из оперативников, потому что каждое новое обновление "ломало" механику его гаджета. Среди игроков даже звучали призывы провести Operation Health 2 вместо выпуска нового контента. Своих проблем хватает и на консолях.
Многим игрокам в принципе не нравится сам вектор развития Siege. Чтобы заинтересовать игроков в покупке косметики (отдельные скины доступны только за реальные деньги), в магазин добавляются очень экстравагантные скины. Так игрок может одеть оперативницу в розовый камуфляж, шорты Лары Крофт или платье 2B из Niet Automata. Это было бы нормально для какого-нибудь Fortnite, но не для Siege, который из реалистического шутера о спецназовцах со всего мира превратился в балаган.
Другая популярная претензия касается того, что игра слишком ударилась в футуризм, а новые оперативники не приносят новых интересных механик, как это было во время первых DLC.
Конечно, R6 Siege нельзя назвать стремительно угасающей игрой. Но точно можно сказать, что Ubisoft расставляет неверные приоритеты: ставит на новые игры-сервисы в духе хитов конкурентов вместо действительно серьезного развития уже готовых уникальных проектов.