Если россияне взорвут ЗАЭС: может ли произойти второй Чернобыль/Насколько оправданы опасения насчет ядерной катастрофы
Если россияне взорвут ЗАЭС: может ли произойти второй Чернобыль/Насколько оправданы опасения насчет ядерной катастрофы

Если россияне взорвут ЗАЭС: может ли произойти второй Чернобыль/Насколько оправданы опасения насчет ядерной катастрофы

В Украине и во всем мире после теракта на Каховской ГЭС заговорили, что россиянам ничего не стоит осуществить подрыв и на Запорожской АЭС, крупнейшей атомной электростанции в Европе. Многие опасаются, что таким образом Россия хочет устроить в Украине "второй Чернобыль", если не хуже. Насколько оправданы такие опасения – выяснял "Апостроф".

Две большие разницы

Сразу необходимо подчеркнуть, что взрыв на Запорожской АЭС не сможет повторить Чернобыльскую катастрофу по одной простой причине. Реакторы на атомных электростанциях – принципиально разные. На Чернобыльской АЭС – РБМК (реактор большой мощности канального типа), которые вводились в эксплуатацию с 1973 года. В Энергодаре стоят ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор), это более современная разработка, первый запуск состоялся в 1980 году.

"Реактор РБМК - это, грубо говоря, кладка из графитовых кирпичей (графит является замедлителем реакции), внутри которых установлены циркониевые трубы, а в трубах ядерное топливо, омываемое водой. Если по какой-либо причине создается недопустимое давление в реакторе, все взлетает в атмосферу, так как никакой защиты нет: обычная крыша промышленного здания, через которую иногда даже дождь протекал или воробьи залетали. Знаю точно, был когда-то начальником смены реакторного цеха ЧАЭС. А реактор ВВЭР – это корпус из нержавеющей стали толщиной 200 мм. Такой сосуд трудно чем либо прорвать", – рассказывает "Апострофу" начальник отдела внешних проектов НАЭК "Энергоатом" Разу Камилов.

Кроме того, сам реактор ВВЭР находится внутри защитной герметичной оболочки, так называемого контайнмента. Это пассивная система безопасности энергетических ядерных реакторов, главная функция которой – предотвращение выхода радиоактивных веществ и продуктов радиоактивного распада в окружающую среду при тяжелых авариях.

"Контайнмент реактора ВВЭР – это сооружение из предварительно-напряженного железобетона с толщиной стенок около одного метра. Система выдерживает давление не ниже пяти атмосфер (это давление воды на глубине 50 метров) и температуру не менее 150 градусов. Даже если что-то прорвется из корпуса реактора, оно останется внутри гермооболочки. Там есть все необходимое: система пароподавления, рекомбинаторы водорода, которые превращают его в воду, и так далее", – рассказывает "Апострофу" специалист по связям с общественностью Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности Алена Ярушевская.

Горячий критический реактор

Атомные электростанции довольно устойчивы к внешним воздействиям. Они так конструировались, что способны выдержать землетрясения, смерчи, падение самолета и даже ядерный удар (если, конечно, не будет прямого попадания). Вся беда может прийти только изнутри. Аналогия – это как с Каховской ГЭС: сконструированная так, что была устойчива к ядерному нападению, она оказалась беззащитной перед взрывами внутри шлюзов.

Самый простой вариант осуществления оккупантами теракта на Запорожской АЭС – это прекращение подачи воды для охлаждения реакторов. Тут надо отметить, что первый контур охлаждающей воды (тот, который идет непосредственно через реактор) весь находится в пределах герметической оболочки. Второй контур – это чистая вода, для охлаждения контайнмента.

"На данный момент все шесть реакторов ЗАЭС заглушены. Просто пятый энергоблок находится в состоянии "горячей остановки", он держит температуру воды в рабочих пределах, чтобы иметь горячее водоснабжение станции и Энергодара. Но даже заглушенный реактор выделяет остаточное тепло и его нужно отводить. А взорвать его физически – крайне маловероятно", – говорит Разу Камилов.

При критической температуре 400 градусов (сейчас в пятом энергоблоке в активной зоне она составляет 270 градусов) циркониевые трубки, в которых находится топливо, начинают деградировать – происходит коррозия, разрушение, и возможен прорыв внутрь герметической оболочки. Ну а дальше все зависит от того, выдержит ли эта оболочка или нет – она все-таки не рассчитана на то, что охлаждающей воды не будет вообще. Для того, чтобы заглушенный реактор окончательно стал безопасным, все-таки нужно время.

"Взрывать реакторы они не станут. Могут использовать другие технические меры для создания тяжелой аварии с расплавлением активной зоны. К примеру, сделать что-то с водоснабжением. И не только взрывать пруд-охладитель или брызгальные бассейны. Имеются трубопроводы, паропроводы...", – говорит "Апострофу" независимый эксперт по ядерной энергетике и безопасности Ольга Кошарная.

Синдром Фукусимы

Как рассказывает "Апострофу" профессор кафедры АЭС Одесского национального политехнического университета Сергей Барбашев, авария на Фукусиме была вызвана как раз отказом систем аварийного охлаждения. Не то, чтобы системы были очень плохи. Просто при строительстве атомной электростанции японцы решили сэкономить, и помещения, где располагались распределительные устройства, резервные генераторы и батареи, вместо изначальных 30-35 метров над уровнем моря расположили на уровне 10 метров. Вот их цунами и залило.

"На Фукусиме основная причина бед – это обесточивание. Резервные дизели и аккумуляторы были затоплены. Не было питания даже для приборов наблюдения за реактивностью активной зоны. Реакторы варились как забытая на плите кастрюля", – рассказывает Разу Камилов.

Но на Запорожской АЭС данную проблему, связанную с возможностью обесточивания систем аварийного охлаждения, учли.

"С марта 2011 года, после аварии на Фукусиме, на энергоблоках ЗАЭС были внедрены модернизации, направленные на предотвращение и управление тяжелыми авариями. К таким модернизациям, в частности, относятся мобильные дизель-генераторы и мобильные насосные установки для подпитки парогенераторов, бассейнов выдержки и брызгальных бассейнов. Применение этих систем позволяет предотвращать тяжелую аварию или существенно увеличить запас времени на выполнение действий персоналом для смягчения их последствий", – говорит Алена Ярушевская.

Без паники

Впрочем, если оккупанты захотят прекратить подачу воды для охлаждения ректоров, и заодно подорвать мобильные дизель-генераторы и насосные установки - трагедии не избежать. Вопрос – каков будет ее масштаб? Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности смоделировал два варианта, что может произойти в результате теракта на Запорожской АЭС.

"Первый сценарий – авария с целой защитной герметической оболочкой реактора. Радиационные последствия в основном будут ограничиваться границами санитарно-защитной зоны вокруг ЗАЭС – это 2,5 км. Это будет касаться в основном только персонала станции. В этом случае необходимо ограничить пребывание людей на открытом воздухе в пределах санитарно-защитной зоны", – рассказывает Алена Ярушевская.

В случае второго варианта, с открытым (или поврежденным) контайнментом, радиационные последствия аварии будут хуже, и будут иметь более широкую географию. Зона эвакуации населения составит 20 км, а максимальная протяженность радиационного покрова – около 200 км. В зависимости от розы ветров.

"При худшем сценарии, когда расплавится активная зона, если долгий период реактор не смогут охлаждать, и под гермооболочку вырвется большое количество пароводяной смеси и при этом штатные системы не смогут справиться, то будет сброс части пара в вентиляционную трубу, то есть в атмосферу. И радиоактивное облако будет куда-то двигаться, в зависимости от ветра. Насчет радиоактивности пара – все зависит, когда он образовался. Если до разрушения топливных элементов, то его вредное воздействие будет в основном информационным. Если после разрушения тепловыделяющих элементов, то там, где конденсируется облако, будет радиоактивное загрязнение, но далеко не смертельное", – считает Разу Камилов.

Кстати, после аварии на Фукусиме было подтверждено несколько случаев заболеваний из-за облучения (один привел к летальному исходу), с загрязненных территорий было эвакуировано около 164 тыс. человек, и в ходе эвакуации из больниц вследствие недостатка ухода погибло 50 тяжелобольных пациентов.

В случае самого неблагоприятного сценария на Запорожской АЭС, и если ветер во время аварии будет дуть на северо-запад (хотя в Энергодаре направление ветров в основном – восток и северо-восток), гипотетически радиоактивное облако может дойти и до столицы Украины. Но радиоактивность облака будет в 8-10 раз ниже, чем в первые дни после Чернобыльской катастрофы.

"Тогда, в конце апреля 1986 года, в Киеве было 1-1,5 миллирентген. То есть в случае с Запорожской АЭС может быть 0,1 миллирентген. Это 100 микрорентген. Для понимания: нормальный природный фон – 10-12 микрорентген. Но уровень радиации спадет до нормы в считанные дни. Вообще надо понимать, что для получения самого неблагоприятного сценария аварии должны осуществиться ряд последовательных самих по себе маловероятных событий. То есть такой сценарий крайне маловероятен", – говорит Разу Камилов.

Но, конечно, на случай возможного теракта оккупантов на Запорожской АЭС расслабляться не стоит. Надо внимательно слушать официальные источники – информацию ГСЧС, армии, полиции и местных властей, и следовать их указаниям. А вот прямо сейчас употреблять препараты йода и пить валерьянку – нет никаких причин.

Теги за темою
Росія Вибух теракт
Джерело матеріала
loader
loader