Судьи "МастерШеф.Профессионалы": Владимир Ярославский, Эктор Хименес-Браво и Ольга Мартыновская, фото - канал СТБ
Прежде чем приступить к съемкам четвертого сезона "МастерШеф. Профессионалы" (СТБ), его команде пришлось оборудовать убежище и подключить генераторы . О том, как это – снимать кулинарное шоу в условиях войны, в эксклюзивном интервью "Комментариям" рассказала директор творческой студии Виктория Вишнякова и продюсер проекта Дмитрий Товстоляк.
Рабочая смена начиналась в пять утра
– Этот сезон проекта с точки зрения правил не отличается от предыдущих. Но он наверняка кардинально отличается в той его части, которая происходила за кадром?
Виктория: Съемочный процесс проекта "МастерШеф" нарабатывался годами и кардинально его изменить не смогло даже полномасштабное вторжение. Но, конечно, изменения, продиктованные условиями военного времени, влияли на нашу работу. Комендантский час иногда заставлял команду оставаться на ночь в павильоне и наоборот – начинать смену в пять утра, чтобы успеть подготовить все необходимое. Ракетные обстрелы и воздушные тревоги также не предусмотрены в тайминге.
Дмитрий: Этот сезон особенно радует еще тем, что все наши участники общаются в проекте на украинском языке. И речь сейчас не об интервью или блицах, а о живом и непринужденном общении во время конкурсов.
– Кстати, сколько было желающих попасть на проект?
Виктория: Количество заявок не уменьшилось, учитывая то, что многие выехали из страны, а часть просто морально не готова была к съемкам в условиях полномасштабной войны.
Дмитрий: Мы получили около 2,5 тысяч заявок. Это профессионалы, заявок здесь обычно меньше, чем на "МастерШеф" для любителей, где стандартная цифра – 10 тыс. заявок в сезон. Так что нельзя сказать, что количество желающих попасть в четвертый сезон профессионалов в разы отличалось от предыдущих. Конечно, многие украинские шефы сейчас воюют или помогают фронту своими кулинарными умениями, но все же мы без лишней скромности можем сказать, что украинские шефы мечтают попасть на наш проект, ведь он может изменить их жизнь. А кому из нас сейчас не охота ее поменять?
Партнеры не испугались
– После окончания третьего сезона "МастерШеф. Профессионалы" – в 2021 году – команда проекта, наверное, должна была заняться активной подготовкой к съемкам четвертого сезона. Многое успели сделать до войны?
Виктория: На самом деле, команда "МастерШефа" не прекращает работу над производством, ведь этот проект выходит в эфире СТБ дважды в год: осенью – любители, весной – профессионалы. Поэтому на следующий день после финала третьего сезона Профессионалов мы взялись за работу над "Битвой сезонов", которую успели снять до конца января 2022 года и даже зайти с премьерой в эфир и показать несколько выпусков.
Затем последовало полномасштабное вторжение. Конечно же, все проекты встали на паузу, и к середине апреля СТБ транслировал общенациональный марафон "Единые новости". После чего канал постепенно начал возвращать свой эфир, ведь главной миссией СТБ всегда была эмоциональная поддержка украинцев. На тот момент мы уже видели запрос от нашей аудитории на советы психологов, на впечатляющие истории об обычных украинцах и на легкий сериальный контент, позволявший немного успокоиться от новостей. Одной из самых популярных просьб, которые мы встречали везде – в директе, в соцсетях канала – "верните, пожалуйста, "МастерШеф". Канал принял решение вернуть "Битву сезонов" осенью, поэтому летом, параллельно с монтажом и титрованием, команда "МастерШефа" в сокращенном составе и в рекордные сроки сняла новый сезон утреннего кулинарного проекта "Проснись с Эктором", в который приглашала в качестве гостей не звезд шоу-бизнеса, как это было раньше, а любимых "мастершефовцев" из разных сезонов.
И только после этого мы полноценно приступили к производству четвертого сезона профессионалов. Поэтому можем совершенно точно сказать – никакие довоенные заготовки использованы не были.
– Война внесла коррективы в структуру сезона? Пришлось ли корректировать конкурсы? От чего отказались совсем?
Дмитрий: Глобально менять структуру мы не можем, ведь МастерШеф – это форматное шоу. Главный отказ, повлиявший на проект – отказ от выездных конкурсов. Безопасность всех, кто занят в съемочном процессе, для нас была в приоритете, поэтому конкурсы проходят только в пределах нашего павильона, где мы могли реагировать на ракетные запуски по заранее продуманной логистике. Сама же структура сезона осталась такой же – восемнадцать программ, по три конкурса в каждой, кроме первого выпуска кастингов.
Корректировать конкурсы почти не приходилось, ведь все они придумывались с пониманием специфики съемок во время войны. Так же мы сделали все возможное по техническому оснащению и освещению локации, чтобы снять сезон с тем же уровнем качества, что и в мирное время.
Виктория: Но больше всего мы радуемся тому, что полномасштабная война никоим образом не остановила наше сотрудничество со спонсорами проекта. Как вы знаете, кулинарные шоу Starlight Media всегда пользуются высоким спросом среди рекламодателей, ведь наша команда умеет и любит интегрировать бренды в контент так, чтобы их полюбили все зрители. Но мы опасались, что вторжение России и ситуация, в которой оказался украинский бизнес, может помешать некоторым партнерам принять решение о сотрудничестве. К счастью, этого не случилось! Украинские бизнесы действительно несокрушимые и смелые, и дело здесь не в деньгах. Для нас это партнерство говорит о вере украинских брендов в наш проект, об их готовности вместе проходить этот непростой путь и создавать контент, вдохновляющий украинцев жить. Поэтому мы гордимся тем, что к производству этого сезона присоединились шесть спонсоров, трое из которых и раньше интегрировались в "МастерШеф", – "Фрекен Бок", "Квас Тарас" и "Волошкове поле", а еще трое совершенно новых, с которыми наша команда до этого не работала – "Комо", "Львівські дріжжі" и посуда "Krauff". Мы благодарны им за поддержку, а также благодарны агентству Brand Booster, которое сделало это партнерство возможным.
Как квашеная капуста стала звездой высокой кухни
– Съемки сезона выпали на очень тревожную осень-зиму 2022 года. Какие особенности съемочного процесса в таких условиях?
Дмитрий: Наш тайминг диктовали воздушные тревоги и ракетные обстрелы. Начало ракетной тревоги – это стоп съемок, все уезжают в бомбоубежище. Продолжительность тревог, время их начала и обстрелов предугадать было невозможно, сколько бы телеграмм-каналов с мониторингом запусков не читала вся наша съемочная группа. Так что если коротко, непредсказуемые и незапланированные в тайминге остановки – это и была главная особенность съемочного процесса.
– Как выдерживали это участники проекта? Не было нервных срывов? На съемках и без этого ситуация всегда напряженная. Может, кто-то не хотел (или не мог, потому что не удавалось успокоить нервы) выходить на съемочную площадку?
Виктория: По нашим наблюдениям все было наоборот. Участники нервничали или выплескивали свои эмоции скупее, чем в предыдущих сезонах. Было видно, что каждый из них понимает цену, которую платят ВСУ на фронте, чтобы у нас всех была возможность работать на "МастерШеф" для зрителей. Уж очень эпатажное поведение было бы неуместным, и это не нужно было проговаривать – просто все это чувствовали на подсознательном уровне. Поэтому не было ни криков, ни скандалов и даже ни одной потасовки в сезоне. (Смеется)
– Уровень креатива участников не снизился, учитывая ситуацию?
Виктория: Конечно, невозможно забыть ни на секунду, что в стране идет война, и это не может не влиять на каждого из нас и на нашу работу. Но жизнь должна продолжаться назло врагу – именно за это стоят на передовой наши защитники и защитницы. Все мы продолжаем чистить зубы, гладить одежду и пылесосить свои дома, и вряд ли делаем это хуже, чем до 24 февраля. Для многих участников-профессионалов кулинария – своеобразная медитация. Их мысли подчиняются одной цели – выполнить условия конкурса. Иногда это можно назвать эскапизмом, бегством от реальности, а можно – своеобразным сеансом психотерапии. Но точно их креатив не пострадал, а стал только более концентрированным. Скажем так, финальные сеты наших суперфиналистов зрители будут вспоминать годами. И еще раз напомню, что мы не работали во время тревог, а останавливали конкурс, чтобы перевести всю команду в убежище.
– Какое блюдо больше всего поразило судей?
Дмитрий: Мороженое из квашеной капусты. Судьи вообще не верили, что квашеная капуста может стать звездой блюда высокой кухни. Как оказалось, из нее можно сделать даже десерт.
Достали уже эти отключения!
– Какой план действий предполагался на случай ракетных атак?
Виктория: С началом тревоги участников мы сразу отвозили в бомбоубежище гостиницы, в которой они проживали, а съемочная группа и судьи отправлялись в другое бомбоубежище – недалеко от павильона. Во время тревоги сотрудники планировали, как быстро возобновить съемку, а по завершении все приступали к активным работам, чтобы максимально быстро начать конкурс.
Главная задача в такой ситуации – так спланировать график, чтобы успеть завершить работы и вернуть всех сотрудников и судей по домам, а участников – в гостиницу, к началу комендантского часа. Мы не делали точных подсчетов, но где-то 50 процентов наших съемочных дней прерывались из-за воздушных тревог.
Дмитрий: В самом павильоне убежища нет, но место съемок – в Броварах – мы не меняли, поэтому еще до начала производства наши продюсеры нашли два надежных бомбоубежища неподалеку, обустроили их до определенного уровня комфорта. Чтобы и участники, и коллектив, и судьи, и даже другие люди, работающие рядом, могли ожидать отбоя тревоги.
– Приходилось переснимать готовый материал? Пока съемочная группа три-пять часов ждет отбоя, недоваренные-недопеченные блюда портятся или просто теряют товарный вид.
Дмитрий: Считаю, что нам повезло – ни одна воздушная тревога не началась на конкурсе, который невозможно было бы прервать. Ведь если после начала прошло всего пять минут, то участники максимум успели почистить картошку. Ну и переснимать реалити-шоу – это оксюморон, ведь второй раз участники уже не удивятся, когда услышат условия конкурса, потому и смысла заново делать не было. Так что нет, переснимать процесс приготовления блюд нам не приходилось.
– В заставках первых выпусков проекта есть фразы "Включай генератор!" и "Достали уже эти отключения". Насколько они действительно достали? Портили ли отключение планы съемочной группы? Бывало такое – посреди съемки, когда на кухне идет активный процесс, исчезала электроэнергия?
Виктория: Мы весь съемочный период пользовались генераторами, потому что не могли себе позволить такой роскоши, как внезапное выключение света на площадке. Нужно время, чтобы переключиться на генераторы, ориентировочно 40-60 минут. А учитывая временные ограничения комендантским часом, мы не могли терять такие драгоценные минуты. Также при выключении света имеется риск повреждения съемочной техники. И, конечно, есть специфика хранения продуктов в холоде – для этого холодильники должны работать круглосуточно.
Дмитрий: Для того, чтобы можно было достаточно быстро включать генераторы, техническая группа усовершенствовала оборудование электросетей павильона и щитовые. На это ушло пять дней перед началом съемок. К полномасштабному вторжению студия не была пригодна к работе от генераторов.
Дефицитное молозиво и неактуальная фуа-игра
– Случались на съемках какие-то внештатные ситуации?
Виктория: Наша редактор впервые в жизни села за руль, поэтому за ее парковкой весь коллектив наблюдал довольно нервно. Это единственная внештатная ситуация. (Смеется)
– Сейчас все живут в режиме экономии. Как удешевить затраты на съемки большого кулинарного реалити, чтобы не пострадало качество? Пришлось менять дорогие ингредиенты на более дешевые?
Виктория: Главный пункт, который позволил нам выдержать бюджет военного времени, – это количество съемочных дней, когда мы записывали по два конкурса в день. Эти изменения истощали команду, но сократили КПП на восемь дней.
С дорогими ингредиентами также участники работали гораздо меньше, чем раньше. Правда, следует добавить, что в этом сезоне деликатесы нас не интересовали еще и своей неуместностью. Концепция сезона отвечает тому запросу, который мы видим сейчас в стране – знать больше о своих традициях, культуре, истории. В частности, гастрономической. Поэтому в центре внимания "МастерШеф. Профессионалы" – украинские кулинарные традиции и локальные продукты, доступные в наших условиях. Условная фуа-игра сюда не вписывалась.
– Не было проблем с поисками необходимых продуктов?
Виктория: Если бы мы еще на этапе разработки конкурсов об этом не подумали, то была бы. Но поскольку мы начали подготовку уже после полномасштабного вторжения, в наших задачах к фуд-продюсерской группе не было поисков экзотических специй или экстравагантных рецептов. Мы пытались использовать как можно больше локальных продуктов, и на один из конкурсов даже пригласили фермеров, которые до сих пор кормят всю страну. Одному из них, производителю муки, пришлось переносить все свое производство из Харьковской области в Винницкую, и мы гордимся тем, что он посетил нас.
Дмитрий: В принципе, в каждом сезоне "МастерШеф" любые сложности по поиску того или иного продукта заключаются в долгих поездках по городу – по рынкам и супермаркетам. В этом сезоне нашему фуд-продюсеру пришлось поездить, чтобы найти молозиво, которое требовалось участнику для приготовления десерта. Нашли на рынке после того, как тщательно обошли его десять раз. Но молозиво – такая штука, что его всегда достаточно сложно найти, так что война на это никак не повлияла.
– Сколько времени длились съемки сезона в целом? Какой из этих дней стал самым сложным?
Виктория: Съемки продолжались два с половиной месяца. Какой день был самым сложным, трудно сказать, ведь у каждого он свой. Для кого-то это день ракетных обстрелов, для кого-то – проигранный финал, для кого-то – последний из двойных конкурсов, а еще для кого-то – очередной день без света. Но сказать, что в какой-то момент мы очутились перед пропастью – нет, такого не было. Команда пыталась поддерживать друг друга как никогда раньше, ведь каждый понимал: на площадке не может быть настоящих проблем, все их можно решить, в отличие от последствий войны.
– Проект уже в эфире. Чем сейчас занята команда? Позволили ли себе выдохнуть?
Виктория: Как говорится, покой нам только снится. (Смеется) После съемки финала Профессионалов наша команда уже успела запустить разработку следующего сезона "МастерШеф" для любителей, а также отснять четырнадцать эпизодов нового проекта "Пекельні борошна з Євгеном Клопотенко", премьера которого состоится уже 25 марта. И если "МастерШеф" – это уже знакомый нам формат, и мы досконально знаем, что нужно там делать, то шоу с Евгением – совершенно новый кулинарный формат, которого до сих пор не было на украинском телевидении. Он целиком и полностью посвящен давней украинской кухне, которую Женя заново откроет всем нашим зрителям. И помогут ему в этом 14 звездных гостей – с ними он приготовит 28 невероятных блюд, которыми восхищались наши гениальные и известные предки. Поверьте, человек, попавший на обложку журнала Time благодаря украинской кухне, найдет, чем вас удивить.
Читайте Comments.ua в Google News
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнать о самых важных событиях!