Об этом Укринформу сообщили в театре.
«На всех нас влияет война. И автор взяла эпизоды о людях, которые непосредственно не участвуют в войне, но реагируют на нее по-разному. Все это – капли духа народа, духа нации, духа сопротивления», – рассказал руководитель постановки, директор-художественный руководитель Театра на Печерске Александр Крыжановский.
«Я, война и пластиковая граната» – это спектакль-антология. Герои – наши соотечественники, по-своему пытающиеся адаптироваться к новой, военной реальности. Проект реализуется при поддержке Goethe-Institute в Украине.
Пьеса написана после начала полномасштабного вторжения 24 февраля 2022 года и является финалистом международного драматургического конкурса «Аврора» (г. Быдгощ, Польша).
Сценические чтения пьесы прошли в Киеве, Львове, Ужгороде, Праге. Отдельные новеллы были поставлены в Харькове и Амстердаме. В Театре на Печерске впервые будут инсценированы почти все новеллы.
«Ни одна из этих новелл не является документальной в прямом смысле. Например, в первой новелле я отталкивалась от своего опыта и опыта моих самых близких знакомых семейных пар во Львове. Поэтому мне было легче всего его написать, потому что я прямо была в этой ситуации. Хотя я бы не хотела, чтобы героев ассоциировали со мной и моим мужем, это все же художественное произведение», – рассказала автор пьесы Нина Захоженко.
По ее словам, многие из этих новелл отталкивались от новостей, от фейсбук-историй. К примеру, от историй о харьковском метро. О том, как люди живут в нем, не выходя наружу. В том числе дети, которіе начинают деградировать.
«Меня все беспокоило, почему их не вывозят. Можно эвакуироваться. И я начала исследовать этот психологический феномен убежища. Когда ты нашел безопасное место и уже не хочешь его покидать. Хотя у тебя есть куча вариантов. Ты психологически замыкаешься», – сказала Захоженко.
Каждый из героев представления поставлен перед выбором: уехать или остаться, бороться или скрываться, спасать себя или помочь ближнему. Это истории из «тыла»: из глубин харьковского метро, с блокпостов спальных районов столицы, из оккупированных пригородов, из телеграм-чатов и разговоров с умершими. Это истории о любви и ревности, о заботе и беспомощности, о растерянности и надежде на то, что в этом новом мире, в котором мы оказались, тоже можно играть в футбол, есть персики и улыбаться.
«Почему важно говорить о переживании войны в театре? Во-первых, это действует терапевтически, потому что когда ты переживаешь какую-то ситуацию, она уходит из твоего сознания и становится легче. А во-вторых – многие вещи осмысливаются. То есть ты это чувствуешь, но осмыслить, сформулировать не можешь. И опять-таки функция театра – в том, чтобы эту вещь сформулировать. Сформулировать не просто как слова, но как эмоциональный образ. Тогда человек понимает, что с ним произошло, и коллективный опыт становится собственным», – рассказали в театре.
Премьера спектакля состоится 21 октября в 18.00 и 22 октября в 17.00 на сцене Киевского академического театра на Печерске.
Руководитель постановки – директор-художественный руководитель Театра на Печерске, заслуженный артист Украины Александр Крыжановский.
Режиссер спектакля – актер, режиссер, заслуженный артист Украины Игорь Рубашкин. В спектакле задействованы актеры Григорий Бакланов, Игорь Рубашкин, Ольга Цицилинская, Юрий Вутянов, Руслан Сокольник, Каролина Мруга, Анна Романова, Григорий Наумов.
Фото: Кристина Урсуляк