Прочь от Москвы? Чего ждать от нового конфликта между Россией и Казахстаном/Токаев явно рассчитывает выстроить многовекторную модель, отодвинув Россию
Прочь от Москвы? Чего ждать от нового конфликта между Россией и Казахстаном/Токаев явно рассчитывает выстроить многовекторную модель, отодвинув Россию

Прочь от Москвы? Чего ждать от нового конфликта между Россией и Казахстаном/Токаев явно рассчитывает выстроить многовекторную модель, отодвинув Россию

Российско-казахский конфликт, в последнее время обострившийся и превратившийся в неприкрытую экономическую войну, может лишить Москву важнейшего союзника в Центральной Азии. Что стало основой для противостояния между Кремлем и Нур-Султаном и какими будут дальнейшие действия президента Казахстана Касим-Жомарта Токаева, читайте в материале "Апострофа".

Ожидаемые "сюрпризы" с нефтью

Отношения между Россией и Казахстаном продолжают обостряться. В пятницу, 8 июля, президент Казахстана Касим-Жомарт Токаев принял решение о выходе из соглашения Содружества независимых государств (СНГ) 1995 года о Межгосударственном валютном комитете. Де-факто речь идет об одном из краеугольных камней экономической части СНГ. Комитет был создан для координации денежно-кредитной и валютной политики государств – участников Соглашения о создании платежного союза государств-участников СНГ, а также сотрудничества и осуществления согласованных действий в вопросах валютного контроля.

Буквально за два дня до этого, в среду, 6 июля, Приморский суд Новороссийска заблокировал работу важного терминала для экспорта нефти из Казахстана в Европу. Речь идет о "Каспийском трубопроводном консорциуме" (КТК), который приостановил деятельность морского терминала на 30 суток. Причиной такого решения стали нарушения, якобы обнаруженные Роскомнадзором при оценке технического состояния опасных производственных объектов.

Сразу стоит отметить, что КТК — основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на него приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность трубопровода – 67 млн. тонн нефти в год, которые экспортируются через терминал в Новороссийске на Черном море.

Дополнил "нефтяную картину" в Казахстане взрыв на одном из крупнейших нефтяных месторождений Тенгиз, запасы нефти на котором оцениваются в 3,2 млрд. тонн. Его разрабатывает "Тенгизшевройл", в который входят Chevron, ExxonMobilKazakhstanVenturesInc, казахстанская национальная компания КазМунайГаз и предприятие LUKArco. Обозреватели сразу заговорили об совершенно неслучайном решении суда, да и взрыв на Тенгизе совсем не похож на халатность или "несчастный случай".

Так что же происходит между Россией и Казахстаном, и как далеко могут зайти взаимные "подколы"?

Проблемы с экспортом нефти в Казахстан возникли после резкого выступления Токаева, который в июне участвовал в ПМЭФ вместе с Владимиром Путиным. В присутствии российского президента Токаев заявил, что не будет признавать независимость оккупированных Россией территорий Украины, назвав "ДНР" и "ЛНР" квазигосударственными образованиями. Уже на следующий день российские медиа сообщили, что отгрузка казахстанской нефти через порт в Новороссийске может периодически приостанавливаться, поскольку в его акватории якобы неожиданно обнаружили торпеды и мины Второй мировой войны. А дальше начались проблемы с трубопроводом и удивительный взрыв. "Элегантная" стратегия, не правда ли?

Дрейф от Кремля

Огромное количество накопившихся между государствами вопросов, конечно, не исчерпывается энергетикой, говорит "Апострофу" аналитик Украинского института будущего Илия Куса.

"Конечно, Россия хочет, чтобы Казахстан стал хабом для обхода санкций, а в Нур-Султане этого не хотят. Именно с этим были связаны заявления Токаева на Петербургском экономическом форуме и взаимные российско-казахские подколы. Казахстан при Токаеве начал диверсификацию внешних связей, ведь он хочет построить собственный, отдельный от назарбаевского, имидж сильного президента-государственника... Что касается дрейфа подальше от России и более тесных отношений со Штатами, Индией, Китаем - то он начался еще при предыдущем президенте. Это, конечно, не нравится Москве. Они понимают, что потеряют Казахстан как страну, на которую можно полагаться в критической ситуации", - говорит эксперт.

На обширную историю конфликтов, которая привела к нефтяному инциденту, обращает внимание эксперт-международник Алексей Кафтан.

"Именно бывший президент Казахстана Назарбаев в свое время придумал ЕврАзЭС (создано в 2000 году - "Апостроф"), который был способом под видом мягкой интеграции сорвать поглощение Казахстана Россией. Это позволило Казахстану укрепить и повести многовекторную политику и лавировать между интересами России и Запада. Когда основали ЕврАзЭС, начались масштабные конфликты из-за недобросовестной конкуренции россиян и препятствия казахской продукции на российском рынке, были целые "войны" за молочку", - говорит эксперт.

Кафтан добавляет, что взрыв на месторождении Тенгиз, 75% которого контролируют американские компании через консорциум "Тенгизшевройл", конечно, произошел не просто так. Это продолжение конфликта, который начался якобы по пустякам - перевирание Путиным отчеством Токаева на ПМЭФ, когда он очень четко отказался признавать "ЛДНР" и "наехал" на российских депутатов, посягавших на казахские территории. То есть, сейчас российско-казахский конфликт просто перешел в новую стадию открытого экономического противостояния.

По мнению Илии Кусы, этот конфликт вряд ли будет означать выход Казахстана из всех общих с Россией международных площадок, и здесь не следует делать преждевременных оценок. Тем не менее, нынешний этап казахско-российских споров можно будет оценивать через месяц, когда истечет срок судебной остановки Транскаспийского трубопровода.

"Если трубу не запустят — можно будет говорить, что у Москвы и Нур-Султана происходит очень серьезный спор, и казахи будут диверсифицировать поставки энергоносители за счет привязки к другим регионам и субрегионам. Если же казахская нефть снова пойдет через Новороссийск, можно будет говорить, что стороны, по крайней мере, договорились договариваться", — отмечает эксперт.

По убеждению Кусы, сейчас проходят торги на переговорах, в которых история с трубопроводом является элементом давления на Нур-Султан. Развязка произойдет по одному из двух вариантов.

Первый — переустановление отношений на других основах, нежели после распада СССР. То есть два государства будут рассматривать друг друга как равные партнеры, чего казахи требуют от россиян. Однако последние на это не идут, навязывая принцип патрон-клиент в разных секторах, особенно в энергетическом и транспортно-логистическом.

Второй – Россия и Казахстан будут отдаляться друг от друга, и через несколько лет мы увидим, как Казахстан будет ориентироваться на других игроков: Китаем, Турцией, Индией и США, по крайней мере, в энергетике.

Китайский фактор

Очень важным игроком в Казахстане, конечно, является Китай, который уже привязал казахов к себе сильнее России. Он доминирует в плане логистическо-транспортных маршрутов. В секторе энергетики он находится сейчас, по крайней мере, наравне с россиянами.

"От дрейфа Казахстана подальше от России однозначно извлекут выгоду Пекин и некоторые западные страны, ведь Китай для казахов является давним природным партнером. Россия начала проигрывать ему конкуренцию в Центральной Азии еще 10 лет назад", - говорит Илия Куса.

С коллегой соглашается Алексей Кафтан, который обращает внимание на то, что Китай всегда видит свою выгоду и не будет препятствовать переориентации Казахстана на Транскаспийский коридор через Азербайджан и дальше в Европу – как для нефти, так и для неуглеводородного экспорта.

"Очевидно, что Токаев, будучи хорошим синологом (он учился в Китае) и имея неплохие связи в Пекине, попытается снова разыграть многовекторность. Вопрос только в том, как он будет соблюдать баланс между Китаем и Западом, но думаю, это ему удастся, как и выдавливание из этого уравнения России, которая показала себя как ненадежный партнер", – резюмирует международник.

Теги за темою
Росія Володимир Путін Китай Казахстан
Джерело матеріала
loader
loader