Раздвоение Вены: когда Австрия поменяет свое отношение к Украине/Зависимость от российского газа мешает Вене проводить проукраинскую политику
Раздвоение Вены: когда Австрия поменяет свое отношение к Украине/Зависимость от российского газа мешает Вене проводить проукраинскую политику

Раздвоение Вены: когда Австрия поменяет свое отношение к Украине/Зависимость от российского газа мешает Вене проводить проукраинскую политику

На днях федеральный канцлер Австрии Карл Нехаммер опроверг фейк о готовности Вены покупать российский газ за рубли. Однако, если бы чиновник подтвердил эту информацию, вряд ли это кого-то удивило бы, ведь Вена сохраняет большую энергозависимость от России. С этим, очевидно, связано и заявление министра по делам ЕС и конституционным вопросам Австрии Каролины Эдтштадлер о том, что Украина не может вступить в Евросоюз "в ближайшие пять-десять лет", и для нее не может быть ускоренной процедуры. В чем причины раздвоения внешней политики Вены, и когда позиция Австрии может стать проукраинской, "Апострофу" рассказал кандидат политических наук, ведущий специалист Дипломатической академии Украины им. Геннадия Удовенко Станислав Желиховский.

Внешнеполитическое поведение Австрии по отношению к Украине во время войны выглядит амбивалентно. С одной стороны Австрия критикует действия России на территории Украины, а с другой — часто забирает свои слова назад. Например, в марте, уже после начала российского вторжения в Украину, между Веной и Москвой произошел резкий обмен мнений по поводу нейтралитета Австрии. В частности, россияне обвинили главу австрийского правительства в "односторонних и возмутительных заявлениях по поводу российско-украинской войны" и в использовании "эмоциональной антироссийской риторики". Москва ссылалась на заявление канцлера Карла Нехаммера об односторонней ответственности Кремля за развязывание войны в Украине. Также российские власти набросились на Нехаммера за его заявления о том, что нейтралитет Австрии был навязан коммунистами после Второй Мировой войны. В Кремле отмечали, что Красная армия заплатила большую цену за освобождение Австрии, где погибло более 20 тысяч советских солдат.

Тогда же Кремль начал выпады в сторону министра иностранных дел Австрии Александра Шалленберга, критикуя заявление последнего о том, что Россия уничтожила архитектуру европейской безопасности. Москва заявила, что комментарий Шалленберга вызывает серьезные сомнения в качестве австрийского нейтралитета, "который явно в последнее время уменьшается и теряет значение", из-за чего Россия пригрозила Австрии, что это будет учтено в будущем. И хотя Австрия дипломатически ответила на этот выпад Москвы, но с тех пор политика Вены характеризуется явной раздвоенностью. Так, например, в тот момент когда многие европейские страны высылали российских дипломатов из-за зверств России, совершенных в Украине, Шалленберг долгое время воздерживался от такого шага, объясняя это желанием сохранить баланс собственных интересов. И лишь впоследствии Австрия все же решилась на этот шаг, однако, в отличие от своих европейских коллег, в МИД Австрии не указали, что он связан со зверствами российских военных в Украине, в частности в таких городах как Буча, Бородянка и Ирпень.

То есть с одной стороны Австрия хоть и принимает определенные меры против России, но все эти решения являются половинчатыми и неэквивалентными тем действиям, которые предпринимают другие страны Европы.

Конечно, самая большая ахиллесова пята всей санкционной политики Европы заключается в зависимости от российского газа, однако Австрия находится буквально на энергетическом крючке России. Так, по заявлению официальной Вены, зависимость Австрии от российского газа составляет 80%. В то же время, австрийское министерство энергетики подчеркивало, что для диверсификации источников поставок энергоносителей Вене нужно определенное время. По этому заявлению мы можем понять, что энергетический вопрос был важен в контексте визита Карла Нехаммера в Россию. Кстати, после него украинское общество возмутило заявление министра иностранных дел Александра Шалленберга о том, что Украине не следует предоставлять членство в ЕС. То есть снова видим определенное "биполярное" поведение политического истеблишмента Австрии.

Вообще, Австрийская народная партия, которая сейчас находится у власти, достаточно специфична и ее неоднократно обвиняли в связях с российским капиталом. Также эта партия фигурировала в крупных коррупционных скандалах, в том числе при участии на тот момент действующего федерального канцлера Австрии Себастьяна Курца, как это было в скандале "Ибица-гейт" (скандал в 2019 году, завершившийся развалом коалиции и перевыборами, - "Апостроф"). Сюда же относится история с одиозным министром иностранных дел правительства Курца Карин Кнайсль, замеченной в дружбе с Путиным. И во этой всей истории необходимо помнить, что действующий министр зарубежных дел Александр Шалленберг занял свой пост именно при канцлерстве Курца, после чего на два месяца заменил его на должности. То есть такие связи следует учитывать, и я не исключаю, что Кремль имеет определенные ниточки, за которые он может дергать - либо самих политиков, либо Австрию в целом в контексте ее зависимости в энергетической сфере.

Учитывая довольно медленный, но все же положительный сдвиг политики в отношении Украины в Германии, можно задать вопрос, получим ли такой же сдвиг в австрийской политике? Я думаю, что такой сдвиг возможен, но нужно больше времени. Следует понимать, что Германия гораздо более мощная страна, и у нее больше вариантов получить энергетические альтернативы. К тому же сама Австрия является некой небольшой моделью Германии. Мы же помним, что до недавнего времени последняя вела себя так, как сейчас ведет себя Австрия, и это было всего 2–3 месяца назад. То есть ранее Германия заявляла, что не будет поставлять тяжелое вооружение, но все же проголосовала за это в Бундестаге. Судя по всему, позже в этот процесс включится Австрия, но для этого ей нужна помощь с диверсификацией поставок энергоресурсов.

Теги за темою
Україна Росія Євросоюз Австрія
Джерело матеріала
loader
loader