Сегодня в Украине многие подводят итоги первого месяца большой войны. Вспоминают, как они узнали о вторжении, что чувствовали и видели. Говорят о том, что верят в победу, и радуются новостям о русских военных кораблях в Бердянске, которые пошли куда надо (как оказалось, не без помощи российских пропагандистов).
Российский либеральный журналист Валерий Панюшкин написал и спел вальс «Чёрное солнце» — своеобразное письмо воображаемому украинскому брату. «Как ты там в подва-але? Как ты там, милый мой?» — поёт Валерий.
Ну что вам сказать, Валерий. Мы в целом-то ничего. А вот люди, которые были в подвале и особенно в надземных помещениях мариупольского драмтеатра, они так себе или скорее уже никак. Журналисты мариупольского издания, которые сейчас на большой земле, нашли людей, которые находились в убежище под театром, когда на него упала авиабомба. Российская пропаганда сообщила, что «украинские националисты» в театре «подорвали заложников», которых якобы силой там удерживали. Или что-то в этом роде.
Коллеги из Института массовой информации подсчитали, что за короткий месяц войны захватчики совершили 148 преступлений против журналистов и средств массовой информации. Например, фиксера французского радио, человека безвредного и вполне гражданского, истязали девять дней, в том числе током. Сегодня в городе Изюм свалили телевышку, но это ещё не самое плохое, что могло с ней случиться. Потому что в городах, которые россиянам удалось захватить, не разрушив телевышку, они запускают российские телеканалы вместо украинских. Наверное, считают, что человек, посмотревший десять минут Скабеевой или Бесогона, становится русским.
Как быть русскими, оккупанты показывают на собственном примере. Например, в Херсоне ограбили квартиру Кати Гандзюк, убитой три с половиной года назад активистки. А в Луганской, Донецкой, Черниговской и Сумской областях, там, где им удалось закрепиться, уже начали чистки в библиотеках, изымая учебники с непутинской версией истории. Сейм Польши сегодня признал Путина военным преступником, но как насчет всех этих тысяч военных, которые «просто приказывали» и «просто исполняли приказ»?
Что ещё в подвале? Дети не могут нормально учиться, и поэтому не будут сдавать в этом году полноценной аттестации и внешнего независимого оценивания. Зато детям-переселенцам, вынужденно переехавшим в западные области, шлют книги. В западных областях тоже часто бывает воздушная тревога, поэтому у детей есть время читать.
Валерий, мы постараемся, чтобы дети прочитали правильные книги, сделали нужные выводы из происходящего и всю жизнь держались от вашей родины подальше. Спасибо, что спросили.