Об этом заявили во время пресс-конференции во вторник в городе Замосць на юго-востоке Польши руководители PKP SA, передает корреспондент Укринформа.
Член правления PKP SA Анджей Ольшевский зачитал официальное обращение польской компании, в котором говорится, что с 30 ноября "существует бессрочный запрет" на железнодорожные перевозки транзитом через территорию Украины в Польшу из территории 15 стран, в том числе Китая, России, Казахстана.
Хочу подчеркнуть, что нам неизвестны непосредственные причины введения такого ограничения для PKP. Действия Укрзализныци на практике означают резкое снижение транзита товаров через территорию Украины на линии Восток-Запад, которые направлены в Польшу, и это приводит к полной задержке транзита”, - заявил Ольшевский.
Он добавил, что Польша является единственной страной, к которой относится этот запрет с украинской стороны. Он отметил, что уже второй месяц подряд международная цепочка поставок в Польшу прервана, а польская сторона не знает, как долго будет продолжаться эта ситуация.
“Хочу подчеркнуть, что мы очень удивлены односторонним запретом на транспортировку с украинской стороны. Приостановка перевозок по Шелковому пути является беспрецедентным решением”, - подчеркнул Ольшевский.
По его словам, это решение противоречит международной конвенции о железнодорожных грузовых сообщениях (SMGS) и двусторонним договоренностям в сфере железнодорожного транспорта.
Ольшевский сообщил, что 10 января между представителями PKP SA и Укрзализныци состоялся последний раунд переговоров, но проблема осталась.
Он добавил, что с 20 января Укрзализныця вводит очередной запрет на ввоз груза украинской компанией на территорию Польши, что дополнительно усугубит ситуацию как польской компании по грузовым перевозкам PKP Сargo, так и Укрзализныци.
Член правления PKP SA отметил, что польская сторона "исчерпала возможности" договориться путем двусторонних переговоров с украинскими партнерами, поэтому публично обнародует свои ожидания об отказе Укрзализныци от введенных ограничений и возобновлении регулярного и бесперебойного железнодорожного движения товаров между обеими странами.
В свою очередь председатель правления PKP "Ширококолейная металлургическая линия" Збигнев Трацихлеб сообщил, что Польша в последние годы инвестировала значительные средства, чтобы увеличить железнодорожную пропускную способность между Польшей и Украиной, а также убедила партнеров из Китая о надежности транзитного железнодорожного пути. Он сообщил, что в декабре 2019 года из Китая отправился первый контейнерный поезд через Казахстан, Россию и Украину в Польшу. В 2020 году было совершено движение по этому маршруту 40 контейнерных поездов, а за 11 месяцев 2021 года – 124 поездов. В то же время, на декабрь прошлого года было законтрактовано движение 87 контейнерных поездов из Китая и 6 поездов в Китай, но из-за ограничений украинской стороны это стало невозможным.
Польский чиновник подчеркнул, что "несмотря на информацию украинской стороны, не существует никаких технических препятствий для осуществления транзита".
Согласно информации РАР, в среду члены профсоюзного объединения "Солидарность", работающие на предприятии PKP "Ширококолейная металлургическая линия", намерены пикетировать генконсульство Украины в Люблине, чтобы обратить внимание на проблему с блокированием украинской стороной транзита, что приводит к финансовым потерям компании.
Укринформ обратился за комментарием к Укрзализныце по поводу данной ситуации.
Как сообщало агентство, Украина готовится к подаче жалобы на действия Польши в международный арбитраж по поводу ограничения со стороны Варшавы на количество разрешений на грузовые автоперевозки для Украины. Три года тому назад Варшава в одностороннем порядке уменьшила количество этих разрешений с 200 тыс. до 160 тыс., мотивируя это тем, что на основе взаимности польская сторона использует гораздо меньше этих разрешений. Украинская сторона апеллирует, что из-за искусственного ограничения Польшей количества разрешений значительно страдает экспорт украинских товаров в Польшу и страны ЕС. Как недавно отметила вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина, подача Украиной жалобы в международный арбитраж не имеет никакого политического подтекста.