Президент Украины Владимир Зеленский написал колонку для спецпроекта НВ и The Economist Мир впереди 2022. В ней, в частности, заявил, что считает начало работы антиолигархического закона (в мае) одним из важнейших событий грядущего года. Согласны ли с таким утверждением? Кто и кого может переиграть в этой борьбе – и почему? Ответы на эти вопросы нашли в интервью порталу "Комментарии" наших экспертов.
Владимир Зеленский. Фото - сайт Офиса президента Украины
На следующем этапе будут приниматься законы, обязывающие олигархов кому-то продать свои медиа-ресурсы, которые для власти очень опасны
Заместитель директора Украинского института политики, политический эксперт Кирилл Молчанов отмечает:
"С учетом отсутствия социально-экономический достижений, на фоне роста тарифов, инфляции, цен на всё и вся, имиджево Зеленским кейс борьбы с олигархами был выбран в качестве тактики для поддержания своего рейтинга в обществе. Тема, безусловно, популярная в народе. Олигархов никто не любит, можно сказать, что они присвоили народное добро в 90-х годах, которое создавалось нашими предками. И Зеленский будет максимально стараться открывать эту карту. Насколько удачно – посмотрим. Пока можно сказать, что он этим законом ополчил против себя всю бизнес- и почти всю политическую элиту".
При этом, подчеркивает эксперт, де-факто закон олигархам не угрожает, никакие активы забираться не будут.
"Но имиджево он будет бить: вносят в реестр, клеймят позором, запрещают встречаться с чиновниками, с политиками, – отмечает Кирилл Молчанов. – К тому же, судя по заявлениям Зеленского, – это лишь первый шаг. На следующем этапе будут приниматься законы, вероятно, обязывающие олигархов кому-то продать свои медиа-ресурсы, которые для власти очень опасны, т.к. являются информационным оружием. И не исключено, что будет ставиться вопрос через СНБО о национализации определенных активов, например, связанных с энергетикой".
Эксперт не исключает, что конфликт Зеленского с Ахметовым, который длится уже более месяца, связан с тем, что у Ахметова поняли – Медведчук не единственный, кого отправили под санкции. Следующими могут быть они.
"Прикрываясь энергокризисом, власть может если не экспроприировать те или иные предприятия, то вводить временные администрации на, к примеру, принадлежащие Ахметовы активы, включая ДТЭК. В общем, олигархи задумались. В условия отсутствия других достижений, власть делает ставку на борьбу именно с ними, с бизнес-элитой. И в этом смысле 2022 года, действительно, может быть решающим, – считает Кирилл Молчанов. –Олигархи будут вынуждены ситуативно объединяться против Зеленского. К сожалению, всё это вряд ли позитивно отразится на рядовых украинцах".
Власти будут рассказывать, что борются с олигархами. Но слабое звено у Зеленского всегда – это вопросы по Коломойскому
Экономический и политический эксперт Тарас Загородний акцентирует, что у государства есть возможность бороться с монополистами, с олигархами существующими методами.
"Для этого существует Антимонопольный комитет, к тому же, у самого Зеленского – монополия на силовые структуры. Истинная задача "антиолигархического закона" – переизбрание Зеленского на второй срок, – уверен эксперт. – Именно поэтому в законе прописаны вопрос контроля над медиа, финансирования избирательный кампаний. А нижний порог в 80 млн для определения олигарха выглядит нелепо. Это не олигархи, это средний бизнес. Задача закона – не позволить финансировать альтернативу действующей власти. Потому так много внимания уделяется этой "деолигархизации", суть которой – позволить Зеленскому переизбраться любой ценой".
Тарас Загородний уверяет, что не видит реальной борьбы со всеми олигархами. Показателен в этом смысле, по его словам, "ресурсный" закон №5600.
"Он принимался якобы с целью поднять ренту для структур, экспортирующих железную руду (Жеваго и Ахметов). При этом в него ввернули ряд налогов для всех украинцев. А по марганцевой руде (Коломойский) там ничего нет. Так что тут – чисто инструментарий межолигархической борьбы, – считает эксперт. – Чтобы президенту ввязываться в такую войну, у него должны быть управляемый государственный аппарат, высокая легитимность, а также довольный и поддерживающий инициативы власти народ. Ничего этого у Зеленского нет. Госаппарат не просто неуправляем, но и частично уничтожен. Явные проблемы с легитимностью – рейтинги падают и будут падать из-за бардака в энергетике, роста тариф и так далее. Народ у нас, конечно, богачей не любит. И хотел бы "забрать и поделить" добро олигархов. Но об этом ведь речи не идет. И тот же закон №5600, который также называли "антиолигархическим", де-факто, облагает налогами как раз обычных граждан. Особенно тех, у кого есть небольшие земельные наделы. И даже Минфин признаёт: дай Бог, чтобы от ренты получили 4 млрд, а всё остальное – дополнительные 15 млрд – будут выдаивать из малого и среднего бизнеса, из обычных граждан. Предпосылок, чтобы всё у власти прошло гладко, я не вижу. Конечно, они будут рассказывать, что борются с олигархами. Но слабое звено у Зеленского всегда – это вопросы по Коломойскому".
Читайте также на портале "Комментарии" — Владимир Омелян раскритиковал тезис Зеленского о том, что "олигархи инвестируют в детей".
Читайте Comments.ua в Google News
Подписывайтесь на наш Telegram-канал,
чтобы первыми узнать о самых важных событиях!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.