Ситуация с "Суспільним", каналом "ДОМ" и каналом "Рада" показательна и говорит о выборе, который на данный момент делает окружение Зеленского. Президент входит в состояние «войны против всех», готовится к эрзац-электоральной кампании и рассчитывает завершить 2023 год в статусе монопольного лидера политического поля. Почему так? Давайте разбираться вместе.
Состояние 2021 года. Большая часть года прошла под знаком борьбы за стабилизацию рейтингов и поиск своего «ядра электората». Часть тех, кто сознательно поставил на Зеленского в 2019 и гарантировал тому 2-й тур вряд ли будут опорой — инициативы в налоговой сфере окончательно отвернут от президента городской средний класс. Зато есть другая группа — те, от которых ничего ранее не зависело, кто не спешил проявлять активную позицию, разочаровался в старых политических элитах и ожидал чуда и заботы государства. Именно на них была сделана ставка с турборежимом РНБО. Задача не в создании системы, не в выполнении принятых процедур принятия решений. Задача была проще — показать, что власть может «сказать» и это будет сделано. Причём речь не шла о решении проблемы, по сути, важно было создать картинку выполнения. А потом избиратель забудет. Это сработало. Избирателю понравилось, оппоненты слегка притихли, не желая попадать под следующий удар.
Но обеспечив базу поддержки, Зеленский не слишком расширил ресурсную базу. Он усилился в силовом блоке, стабилизировал ситуацию в «Слуге народа», заодно сменив спикера (принимая решения на основании оценки лояльности персонажа, а не его эффективности). Но в остальном был провал. Внутренние финансовые ресурсы в руках ФПГ и местных элит, медийные там же. Крестовый поход на местное самоуправление окончился позиционной войной с Ассоциацией городов Украины (точнее говоря, с Виталием Кличко) без, даже отдалённых признаков победы. Сложны отопительный сезон, наоборот, ухудшит позиции ОП.
Остаётся финансовый ресурс ФПГ (олигархов) и их медиа. Последнее особо важно, поскольку информационно Зеленский почти весь 2021 год опирался на холдинг Ахметова (ТРК Украина и Украина 24) и медиагруппу Игоря Коломойского (прежде всего, телеканал «1+1». Не особо мешал и Виктор Пинчука с его Star Light Media. Но это чужое и такая поддержка возможна только в формате коалиции. А коалиция, в свою очередь, предполагает, что ты не можешь по первому желанию «доить финансы» твоего партнёра.
Началось наступление на олигархов. Параллельно ещё и на малый, средний бизнес, но это скорее результат бурной фантазии господина Гетманцева про «миллиарды в заначках у граждан, которые легко достать». Деньги есть, но граждане их вряд ли отдадут. В том числе и очень богатые граждане, которых называют олигархами. Поэтому с октября 2021 медийное поле стало резко оппозиционное к Зеленскому. Началась атака, которая по большому счёту, закончилась ничем. Зеленский переиграл пресс-конференцией своих оппонентов. Переиграл не логикой, а игрой, эмоциями, обращёнными к его обновлённому ядру избирателей. Целевая группа медийной — вот в чём ошиблись оппоненты президента. Далее Зеленский усилил эффект «Володиной тысячей» и обещанием «денег от ренты», но чуть попозже и не всем. Это зашло его ядру.
Но проблема не решена. Тактическая победа конца 2021 года не гарантирует успехов в 2022-м. Новый год начинается в той же ситуации:
с одной стороны, президент и его окружение, делающие множество ошибок и принимающие весьма спорные решения.
с другой набор оппонентов, среди которых те же олигархи, местные элиты и старые политические игроки. Суммарно они все контролируют более 90% медийного поля.
И если каждый из группы, со своей стороны красиво и много говорит о глупости властей, заветные рейтинги будут валиться. Задача оппонентов достаточно проста — критично ослабить Зеленского и заставить того пойти на обновление тактических союзов с одной либо несколькими финансово-промышленными группами. Но, с одной особенностью — как младшего, зависимого партнёра в коалиции. Для успеха у них есть почти всё — ресурсы, медиа. Не хватает только общественной поддержки.
У Зеленского пока есть ядро поддержки, но мало ресурсов и нет медиа. Задача окружения президента проста — стабилизировав ядро, обновить легитимность своей власти. Проще говоря, показать «народную поддержку», вернуться к «73%». Это возможно через электоральную кампанию. Но выборы президента, парламента проводить нецелесообразно. А вот получить «подтверждение поддержки курса» через эрзац-голосование можно. Например, объявив референдум с заранее прогнозируемым результатом. Тогда, опираясь на «факт поддержки» получаешь от полугода до года для «выкручивания рук» оппонентам и предложений своего формата сосуществования.
Но для компании нужны медиа. Которые сегодня у оппонентов. Купить каналы невозможно. Зато есть те, куда можно войти — упомянутые государственные каналы. Вопрос в деньгах. На это есть бюджет. Касательно команды и возможности раскрутки тоже можно ожидать активности — Зеленский и его окружение из «этой сферы», создать шоу, картинку, они умеют. К тому же те, кто раскручивал 112, «Прямой» и других готовы работать с разными нанимателями (что уже и продемонстрировали историями своего успеха).
Поэтому перезапуск трёх государственных каналов логичен. Зеленский идёт дорогой, проложенной Медведчуком, чуть позже Порошенко — создаёт свою медиагруппу политических киллеров. Это, кстати, объясняет сегодняшнюю эмоциональную реакцию Петра Алексеевича — тот как никто другой понимает, что за систему СМИ пытается отстроить Владимир Александрович.
Делает это за счёт бюджета? Так бюджетные деньги единственные доступные ему в данной ситуации. В ОП спешат, поскольку к маю 2022 конструкция «решений РНБО» развалится окончательно и избирателю надо будет предложить новую тему. Которой может стать референдум. Например, по Донбассу, либо по возможному переформатированию (потом) Верховной Рады. Вопрос может быть любым — важны ответы и протоколы с % поддержки.
Такой шаг демонстрирует то, что Зеленский принимает вызов «войны против всех» и не будет в ближайшие месяцы идти на компромиссы. Скорее наоборот, развивая свою медиагруппу, давя на каналы оппонентов, попытается создать условия для проведения эрзац-электоральной кампании уже к лету 2022 года. В случае поражения он теряет всё и таки уходит в тактический союз с олигархами в качестве младшего партнёра. В случае успеха он получает возможность чрезвычайно сильно укрепить свою власть. А там выбор — либо перезапуск государственной системы (если есть кадры и видение) либо трансформация системы власти в сторону автократии. Так сказать, путь А. Лукашенко конца 90-х.
Процессы середины декабря полностью соответствую логике, которую мы с коллегами по Украинскому институту будущего изложили в прогнозе на 2022 год. С единственной разницей — события начались с «опережением графика» примерно на месяц. В любом случае первая половина следующего года будет полна зажигательных историй.
А границы возможного и логику действий сторон противостояния вы сможете понять, прочитав прогноз UIF на следующий год.