В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №6185 о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины об ответственности за нарушения в сферах электронных коммуникаций и радиочастотного спектра.
В пояснительной записке говорится, что целью проекта Закона, в первую очередь, является приведение терминов, применяемых в настоящее время в Кодексе Украины об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Украины и Уголовном процессуальном кодексе Украины, в соответствие с терминами, определение которых предоставлено в Законе Украины «Об электронных коммуникациях».
"Проектом Закона предусматривается внести ряд существенных изменений в Уголовный кодекс Украины, что значительно повысит эффективность борьбы с ввозом, реализацией и использованием конечного оборудования, запрещенного для использования на территории Украины", - сказано в записке.
В то же время Интернет Ассоциация Украины, объединяющая более 230 предприятий отрасли информационно-коммуникационных технологий, выявила, что документом предусмотрено увеличение штрафов на операторов-провайдеров в среднем в 10 раз за невыполнение требований должностных лиц НКРСИ и Госспецсвязи.
При этом размеры штрафов в сфере электронных коммуникаций совершенно не стыкуются со штрафами за нарушения в других отраслях, а еще сами должностные лица несут намного меньшую ответственность, что нарушает принцип ответственности органов государственной власти.
В обращении ИнАУ к ВРУ говорится:
"...вопреки задекларированной цели проекта Закона, предложено повысить размеры штрафов за совершенные административные правонарушения путем внесения изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, а именно:
- статьи 188⁷ «Невыполнение законных требований Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставление услуг почтовой связи», увеличив размеры штрафа от одной тысячи до двух тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (в действующей редакции этой статьи – от ста до трехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, увеличение в 10-6,67 раз );
- статьи 188³¹ «Невыполнение законных требований должностных лиц органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины», увеличив размеры штрафа от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан и от тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (в действующей редакции этой статьи – от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов и от ста до ста пятидесяти тысяч рублей, увеличение в 10-13,33 раз ).
Таким образом, упомянутые положения в проекте Закона об изменениях в статьи 188⁷ и 188³ Кодекса Украины об административных правонарушениях в части увеличения размеров штрафов не согласовываются с целью проекта Закона, и вообще не предоставлено обоснование оснований и целесообразности внесения таких изменений относительно кардинального повышения штрафов".
Эксперты также обращают внимание, что законопроект предусматривает единый размер штрафов как для оператора общенационального масштаба, так и для сельского провайдера, что приведет к банкротствам последних, будет способствовать монополизации рынка электронных коммуникаций и нарушит принцип пропорциональности, рисков и целесообразности.
ИнАУ просит при рассмотрении проекта Закона учесть предоставленные в письме замечания и исключить из текста ЗП изменения в статьи 188⁷ и 188³ Кодекса Украины об административных правонарушениях в части увеличения размеров штрафов.