В виртуальной метавселенной появятся технологии, позволяющие отслеживать непроизвольные биологические реакции с целью продать что-то конкретному человеку.
Если мы что-то и узнали о новых средствах коммуникации за последнее столетие, так это то, что там, где технология привлекает внимание человеческих глаз и ушей, рекламодатели не заставят себя долго ждать. Так было с радио, кино, телевидением, интернетом, социальными сетями... Поэтому не приходится сомневаться, что аналогичная участь постигнет и метавселенную - нашу новую глобальную виртуальную реальность, созданием которой озаботились такие компании, как Meta. Об этом идет речь в статье на портале Euronews, перевод которой публикует Korrespondent.net.
Знак грядущих событий
В качестве подтверждения вышесказанного можно привести тот факт, что большое количество известных мировых брендов уже окунулись в игровые метавселенные, устраивая виртуальные показы мод и выпуская эксклюзивные коллекции в игре.
Такие роскошные дома моды, как Louis Vuitton, Valentino и Marc Jacobs, разработали цифровые предметы для социальной игры-симулятора Animal Crossing, а Balenciaga сотрудничала с Fortnite, выпустив эксклюзивную коллекцию носимых скинов для игровых персонажей.
Но теперь, когда компания Meta, специализирующаяся на целевой рекламе, заявила о своих претензиях на метавселенную, некоторые эксперты начали бить тревогу по поводу конкретных последствий иммерсивной рекламы (обеспечивающей эффект присутствия) в части конфиденциальности, безопасности и согласия пользователей.
"Когда вы думаете о рекламе в расширенной реальности - XR, то должны думать о ней не как о продакт-плейсменте (размещении продукции), а как о размещении в продукте", - отмечает Бриттан Хеллер, юрист американской юридической фирмы Foley Hoag и эксперт по вопросам конфиденциальности и безопасности в иммерсивных средах.
"В подобном контексте реклама работает немного иначе, потому что вы ищете опыт. Вам нравится этот опыт, - пояснила она. - Реклама в виртуальной реальности может выглядеть как покупка дизайнерского пиджака для вашего цифрового аватара, но это реклама компании по производству одежды, которую вы носите на своем теле. Это может выглядеть как покупка игры, которая переносит вас в Парк Юрского периода, но что может быть лучше для рекламы кинофраншизы, чем реальный опыт пребывания в Парке Юрского периода?"
Биометрическая психография
Проблема, по мнению Хеллер, заключается в том, что в метавселенной возможность сбора биометрических показателей и использования этих конфиденциальных данных для целевой рекламы, предназначенной именно для вас, выходит далеко за рамки того значительного объема данных, которые Facebook уже использует для создания наших потребительских профилей.
Если технология, которую обещает Meta, будет реализована, то существует возможность распространения такой формы таргетированной рекламы, которая отслеживает непроизвольные биологические реакции.
По словам эксперта, для того чтобы гарнитуры VR могли работать в такой среде, они должны быть способны отслеживать движения ваших зрачков и глаз. Это означает, что реклама может быть адаптирована в соответствии с тем, что привлекает или удерживает ваше визуальное внимание и как вы физически реагируете на это.
Хеллер придумала термин для такого сочетания биометрической информации человека с целевой рекламой: биометрическая психография.
Если бы какая-либо организация имела доступ к таким биометрическим данным, как расширение зрачков, влажность кожи, ЭКГ или частота сердечных сокращений - телесные показатели, которые непроизвольно возникают в ответ на раздражители, - и объединила их с существующими базами данных целевой рекламы, это было бы "сродни чтению ваших мыслей", отмечает Хеллер.
По ее словам, информация, которую можно получить, например, по степени расширения зрачков, может сказать, говорит ли человек правду или нет. Также это может показать, испытывает ли человек сексуальное влечение к своему партнеру.
Эксперт подчеркнула, что в настоящее время мы быстро переходим в пространство, где ваши намерения и мысли являются значительными массивами данных, которые имеют технологическое значение, чего раньше не было.
"Урок, который мы усвоили после скандала с Cambridge Analytica, состоит в том, что риски конфиденциальности возникают, когда у вас есть комбинация непредвиденных наборов данных, особенно если речь идет о новых технологиях", - говорит Бриттан Хеллер.
Регулирование метавселенной
Хеллер считает, что законы о биометрических данных в США недостаточно защищают пользователей от злоупотребления такого рода данными, поскольку они определяются "защитой вашей личности, а не защитой ваших мыслей или импульсов".
В случае с метавселенной сохраняется риск того, что темпы развития технологии опередят способность эффективно регулировать их, как это, вероятно, произошло с платформами социальных сетей.
В свете того, что компании, которые планируют построить метавселенную, являются многонациональными и действуют вне границ, наиболее эффективным способом решения этих вопросов защиты пользователей является "подход, основанный на правах человека", считает Хеллер.
"В этом деле много заинтересованных сторон, есть гражданское общество, есть общественные группы, есть правительства, а также межправительственные организации, - объяснила она. - Подход с точки зрения прав человека - это способ, при помощи которого мы можем объединить всех этих участников и их проблемы и убедиться, что все услышаны".
Но что могут сделать компании для защиты людей в метавселенной? Если технологические организации всерьез намерены гарантировать цифровые права пользователей в иммерсивных средах, это будет зависеть от того, насколько открыто они будут говорить о разрабатываемых ими технологиях.
"Я бы хотела, чтобы компании были более прозрачными в отношении функциональности своих технологий, не только их намерений и бизнес-планов, но и того, как это будет работать", - отметила Хеллер. По ее словам, это поможет законодателям задавать вопросы, необходимые для защиты общества и сотрудничества друг с другом в области трансграничных технологий.