Как передает корреспондент Укринформа, об этом заявил отец пленного врача Александр Стаценко в ходе круглого стола «Что может сделать ОБСЕ для освобождения незаконно удерживаемых лиц на Донбассе: роль Председательства Польши в 2022 году», который состоялся 26 ноября в Киеве в рамках Третьего Международного форума по Восточной Украине.
«Состояние здоровья Натальи критическое, она доведена до отчаяния, и не знает, что будет завтра, сможет ли она выжить», - сказал отец.
По его словам, у Натальи раньше были проблемы с позвоночником, но после практически 2,5 лет незаконного удерживания, без оказания адекватной медицинской помощи, добавились ужасные боли в позвоночнике, шее, нестерпимо болезненные судороги и вдобавок к этому есть побочные эффекты от обезболивающих и нестероидных медпрепаратов, которые она принимает постоянно.
«Эти лекарства во-первых, уже почти бездействует, а во-вторых, у них есть побочные действия со стороны сердечно-сосудистой системы, желудка, печени, щитовидной железы, у нее есть весь комплекс осложнений. Но никто ее не обследует, никто не оказывает ей адекватную медицинскую помощь… Она просто умрет, она уже сейчас глубокий инвалид», - сказал отец.
Он хочет, чтобы дочь была освобождена на гуманитарной основе по показателям плохого здоровья, в связи с угрозой жизни.
«Требуется освобождение Наталии на гуманитарной основе, как отдельный кейс. Поскольку процедура обмена заблокирована, я считаю, что единственный шанс – это формат освобождения по жизненным показателям в связи с угрозой жизни и здоровью Натальи. Ибо операция, которая ее ждет, очень травматична. И ждать, что она будет абсолютно здоровой, невозможно, потому что она будет инвалидом второй или даже первой группы, даже после операции. А без операции она просто умрет. Язва желудка, которая может перфорировать, а в условиях СИЗО это смерть», - объяснил отец пленной.
В свою очередь координатор гуманитарной подгруппы ТКГ от ОБСЕ Шарлотта Реландер, которая присутствовала на круглом столе, заверила, что лично будет бороться за освобождение Наталии Стаценко.
«Ее дело обсуждается. И я сейчас для себя поставлю на заметку этот вопрос и буду бороться за ее освобождение. И, конечно, я поскорее постараюсь приехать в Украину и тогда я может смогу увидеться с людьми такими, как ваша дочь, и смогу вести переговоры по ее освобождению. Хочу вас заверить, что она не забыта, и мы не игнорируем на нашем уровне таких людей», - сказала Реландер.
Наталья Стаценко – жительница Донецка. В руки представителей незаконных вооруженных формирований попала 10 июля 2019 года.
Журналист, бывший пленник Станислав Асеев сообщил, что арест Натальи был связан с его деятельностью, потому что они переписывались в Фейсбуке, и она разделяла его позицию. После ареста журналиста в Донецке его переписка попала в руки боевиков, поэтому Наталью захватили в плен.
Первые три месяца ее удерживали в Донецке в «Изоляции» — в подпольной тюрьме так называемого министерства государственной безопасности, а затем перевели в СИЗО №5.
Оккупанты обвиняют Наталью в «шпионаже» в пользу Украины и проукраинской деятельности.
Как сообщала Уполномоченная Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова, у пленницы обострилось хроническое заболевание спины, сопровождающееся значительным нарушением статико-динамических функций позвоночника.
25 ноября, в Донецке состоялось очередное «судебное заседание» по делу о шпионаже. «Суд» отклонил ходатайство об изменении Натальи меры пресечения и не разрешил отвезти пленницу на срочную операцию.
«Изоляция» — тюрьма, созданная после захвата Донецка российскими диверсионными отрядами в 2014 году. На территории этого объекта удерживаются незаконно заключенные люди, подвергаемые пыткам. Тюрьма имеет статус секретной. Приговоры, по которым удерживаютсягуманітарної підгрупи ТГК в «Изоляции», выносятся незаконными «судами» «ДНР» без должного расследования.
Станислав Асеев – донецкий журналист, писатель, которого более двух с половиной лет пророссийские боевики незаконно удерживали в тюрьме «Изоляция».
До попадания в плен Асеев из оккупированного Донецка писал о ситуации в городе для ряда украинских медиа, а также проекта Радио Свобода «Донбасс. Реалии». Журналиста задержали в мае 2017 года, обвинив в шпионаже и подвергнув пыткам в «Изоляции».
Он был освобожден из плена в рамках обмена «76 на 127» 29 декабря 2019 года.