Ferrexpo заявила о цели достичь углеродной нейтральности в 2050 году. Расскажите подробнее, за счет каких мер это будет происходить?
Мы меняем наши технологии, используя альтернативные источники энергии и снижая выбросы СО2. У нас есть программа мероприятий по охране окружающей среды, которая, кроме прочего, включает замену дизельных двигателей на электрические в локомотивах и карьерных самосвалах.
К 2030 году Ferrexpo ставит перед собой цель снизить прямые выбросы вредных веществ и выбросы от потребления энергии на 30%. Основой для сравнения станут показатели за 2019 год.
Вы ранее также упоминали о технологиях по улавливанию СО2. У вас уже есть какие-то предметные наработки?
По состоянию на сегодня подобные проекты находятся на этапе проработки. Улавливание СО2 – это следующий этап.
В 2022 году компания планирует представить пилотный проект по использованию водорода в производстве. Расскажите о нем подробнее?
В следующем году мы планируем реализовать пилотный проект, чтобы проработать тему промышленного использования водорода. Документация уже готова. У нас есть понимание необходимых мощностей, понимание места и представление о том, как в дальнейшем будем переходить на водород. По результатам пилота будут приняты дальнейшие решения.
Речь идет о собственной генерации водорода?
Да, мы планируем использовать водород для замещения газа. Все (прогресс в этом вопросе – ред.) будет зависеть от ситуации на рынке. Думаю, что в скором будущем мы будем готовы поделиться новостями, в том числе и по водородному проекту.
Ferrexpo уже начала сокращать потребление газа в производстве за счет биотоплива. Вы планируете заменить его полностью?
25% потребляемого при производстве окатышей газа мы заместили шелухой подсолнечника. Но на сегодня не планируем отказываться от газа полностью. Он является частью технологического процесса.
Мы увеличиваем производство DR-окатышей. Это продукция, качеству которой мы уделяем больше внимания, поэтому в этом году мы, возможно, немного снизим потребление биотоплива.
Чтобы гарантировать нулевые выбросы СО2, нужно также использовать полностью зеленую энергию. Как у вас с этим обстоят дела?
Порядка 40% электроэнергии, которую мы используем, произведена на украинских атомных и гидроэлектростанциях, а также, на нашей собственной солнечной электростанции мощностью 5 МВт. Возможность прямой закупки различных видов энергии позволила нам произвести такое замещение.
В следующем году планируем начать строительство второй установки солнечной электростанции мощностью 20 МВт.
На вашей работе как-то отразилось удорожание энергоносителей?
Цены на газ и электричество напрямую связаны с нашей базой затрат. Но их удорожание не влияет на нас так, как на другие отрасли, у которых доля энергоносителей составляет до 90% себестоимости, Поэтому, последний рост цен не отразится на наших объемах производства.
Вы упоминали о переходе на использование электродвигателей в карьерной технике. Когда планируете обновить транспорт?
Этот проект сейчас находится на стадии технической проработки, потому что он связан в первую очередь с вопросами безопасности. Сложно сказать, будет ли это в следующем году или через год. Мы рассматриваем возможность замены двигателей как на самосвалах, так и на локомотивах.
Наши планы по модернизации транспорта не ограничиваются использованием только электродвигателей. Например, наша баржевая компания (для транспортировки окатышей по Дунаю – ред.), одна из самых больших в Европе, рассматривает альтернативные варианты использования экологически чистого топлива – метанола или водорода – для своих буксиров.
Ferrexpo занимается автоматизацией разных этапов добычи руды. Какие проблемы решает компания проектом «умного карьера»?
Это поможет достичь нашей основной цели – повысить эффективность производства. Проект дает возможность внедрять решения по автоматизации производства, это уменьшит операционные расходы, обеспечит безопасную добычу и отсутствие персонала на опасных участках работы.