С исследованием "ТОП-15 коррупционных рисков в управлении предприятиями государственного концерна (ГК) "Укроборонпром" ознакомил в Укринформе директор Департамента предупреждения и выявления коррупции НАПК Сергей Деркач.
Представляя ТОП-15 коррупционных рисков в государственных компаниях, он отметил, что Укроборонпром является крупнейшим концерном по поставке новейшего вооружения и услуг по ремонту военной техники для ВСУ, а соответственно удачным примером для исследования антикоррупционных рисков на этом предприятии.
"В концерн входят 118 предприятий в самолето-, судостроительной, бронетранспортной, радиолокационной и других отраслях. Это предприятие занимается как импортом, так и экспортом вооружения, военной техники, конструкторской и научно-исследовательской деятельностью в оборонно-промышленном комплексе. Поэтому важно, чтобы управление таким концерном было качественно внедрено в части предупреждения коррупции”, - сказал Деркач.
По его словам, непрозрачная и политически неэффективная система управленияГК Укроборонпром привела к тому, что компании концерна теряли свое имущество, производственные мощности, земли. Это приводило к кредитной задолженности государственных предприятий и абсолютной убыточности некоторых из них.
Согласно комплексному анализу, к ТОП-15 коррупционных рисков в управлении предприятиями государственного концерна (ГК) "Укроборонпром" относятся:
Заключение убыточных для оборонного завода соглашений;
Дискреция концерна "Укроборонпром" относительно создания предприятий за пределами ОПК;
Политическое влияние на органы управления ГК "Укроборонпром";
Назначение политически зависимых членов наблюдательных советов в подчиненных обществах ГК “Укроборонпром;
Аренда оборонным заводом частного имущества у своего руководства;
Отчуждение имущества оборонных компаний во время санации;
Самовольное строительство на территории оборонного завода;
Уплата земельных платежей государственным предприятием вместо частного;
Аренда имущества предприятий "Укроборонпрома" на невыгодных условиях;
Бесплатная передача конструкторской документации;
Утрата (расход) военной техники и запчастей;
Утрата (расход) основных средств производства;
Отчуждение незарегистрированной земли под зданиями предприятий ОПК;
Заключение договоров о долевом участии в капитальном строительстве на невыгодных условиях;
Содействие теневому использованию недвижимого имущества.
Деркач считает, что на примере ГК "Укроборонпром" следует внедрять положительные изменения для устранения коррупционных рисков на всех государственных предприятиях.
“Выявленные в этом концерне риски могут быть указателем для правительства, парламента. Коррупционные риски, которые были выявлены в Укроборонпроме, присущи всем государственным предприятиям, и, возможно, станут дорожной картой для формирования политики, плана мероприятий по минимизации коррупционных рисков на всех государственных предприятиях”, - подчеркнул представитель НАПК.
В комплексном анализе "ТОП-15 коррупционных рисков в управлении предприятиями государственного концерна (ГК) "Укроборонпром" и пути их преодоления" детально рассказывается о действующих коррупционных схемах на государственных предприятиях и как на примере концерна внедрять положительные изменения для устранения коррупционных рисков.
Перечень коррупционных рисков подготовлен специалистами НАПК с учетом комментариев Государственного концерна "Укроборонпром" и рекомендаций экспертов проекта StateWatch в рамках проекта при поддержке Международного фонда "Возрождение".