В начале 1950-х на Горьковском автозаводе шли активные разработки «легковых» внедорожников, предназначенных в первую очередь для нужд сельского хозяйства.
Первый проект, которым занималась группа инженеров под руководством ведущего конструктора ГАЗ Г.
Вассермана, назвали ГАЗ-М72.
Кузов был позаимствован у «Победы» М-20, а мотор и ходовая часть – у ГАЗ-69.
Как оказалось, громоздкий и тяжелый 72-й не слишком подходил для работы «в полях», поэтому практически параллельно группа Вассермана занялась созданием более простой и проходимой машины с индексом М73, получившей неофициальное название «Украинец».
В отличие от ГАЗ-М72 у 73-го кузов и агрегатная часть были оригинальными, с базовой серийной моделью «Москвич-402» машину роднили лишь электрооборудование, тормозная система и силовой агрегат.
Несмотря на короткобазность, это был серьезный внедорожник – автомобиль укомплектовали неразрезными мостами, подвеской с рессорами для каждого колеса, полным приводом и мотором мощностью 35 лошадиных сил.
Ведущий конструктор ГАЗ Г.
Вассерман вместе со своим детищем.
Небольшие размеры позволили отказаться от рамной конструкции в пользу несущего кузова.
ГАЗ-М73 с 220-миллиметровым дорожным просветом комплектовался трехступенчатой коробкой передач и мог разогнаться до 85 км/ч.
Было построено два опытных экземпляра необычно стильного для того времени советского Suzuki Jimny — в кузове купе и пикап.
В ходе многочисленных тестов в городских и внедорожных условиях двухместные автомобили проехали более 3,5 тысяч километров.
Испытания показали высокую проходимость М73, особенно по рыхлым грунтам и снегу.
Но в серию он так и не пошел – в отличие от 72-го.
А вот идейный «брат» 73-го — Suzuki X90, появившийся гораздо позже, серийно выпускался в 1995-97 годах.
Правда многие решения, наработанные при его создании, нашли применение в полноприводных седане «Москвич-410» и универсале «Москвич-411».
ГАЗ-М73 «Украинец».
3440 мм.
1660 мм.
1655 мм.
220 мм.
Колесная база.
2000 мм.
Колея задняя.
1360 мм.
Колея передняя.
1335 мм.
1081 кг.