Рада приняла отчет о состоянии Укрзализныци - какие нарушения выявила ВСК
Рада приняла отчет о состоянии Укрзализныци - какие нарушения выявила ВСК

Рада приняла отчет о состоянии Укрзализныци - какие нарушения выявила ВСК

Верховная Рада приняла отчет Временной следственной комиссии по вопросам проверки и оценки состояния "Укрзализныци", расследования фактов возможной бездеятельности, нарушений законодательства органами управления УЗ, повлекшие к значительному ухудшению технического состояния предприятия.

Как сообщает корреспондент Укринформа, соответствующее постановление Верховной Рады №5814 поддержали 296 народных депутатов.

Согласно тексту объяснительной записки к постановлению, по результатам расследования ВСК пришла к заключению, что правление АО "Укрзализныця" на протяжении 2020 года не рассматривало важных вопросов хозяйственной деятельности, требующих длительной подготовки. В частности, о необходимости повышения тарифов на грузовые перевозки до уровня экономически обоснованных, об объективном формировании себестоимости перевозок, о недопустимости откладывания ремонтов основных фондов из-за недофинансирования, снижении оплаты персоналу, обслуживающему инфраструктуру, о падении технической и технологической дисциплины, критическом ухудшении безопасности движения и т.п.

В ходе своего расследования комиссия также установила, что правление не планирует свою работу, как того требует п. 110 статута. Повестка дня формируется "авральным путем", как правило, исходя из предложений, предоставленных подразделениями аппарата управления, которые таким образом переводят свои функции на правление. "В имеющихся условиях организации работы правление потеряло инициативу, мечется в куче рутинных, мелочных вопросов, и по сути дела является недееспособным и неспособным к выполнению статутных задач", - отмечает ВСК.

Вместе с тем, в практике работы правления отсутствует функция контроля. Комиссия установила, что на протяжении 2020 года ни один вопрос о результатах проверки хозяйственной деятельности филиалов, хозяйств, департаментов или должностных лиц правлением не рассматривался. Также за год правление не рассматривало вопросы выполнения решений, поручений общего собрания или наблюдательного совета. Не выявлено рассмотрение вопросов относительно организации выполнения утвержденного правительством финплана или причин и ответственных за провал выполнения всех его показателей.

В своем отчете ВСК также замечает, что за последние 5 лет из-за бездействия председателей правления и наблюдательного совета общества, отсутствия контроля со стороны министров инфраструктуры, АО "Укрзализныця" недополучило больше 17 млрд грн доходов за использование вагонов.

Комиссия также проанализировала пассажирский сектор УЗ и пришла к выводу, что в составе убыточных в целом пассажирских перевозок есть отдельные рентабельные перевозки: международные с рентабельностью 182% и "Интерсити+" 46%. Однако, высокоэффективные виды перевозок не развиваются, на их развитии не концентрируются инвестиционные ресурсы, более того, аккумулированные этим бизнесом средства централизуются и теряются в общей неэффективности. Кроме того, правление АО "Укрзалізниця" не анализирует причины ухудшения эффективности пассажирских перевозок на 21% за 3 последних года, не определены должностные лица, ответственные за компенсационные выплаты.

В отчете ВСК подчеркивает, что с 2015 года ежегодное сокращение грузооборота УЗ составляло около 2,5%, однако в 2020 году составило уже 4,9%, а за I кв. 2021 года 6,8%. "Такое резкое падение основного показателя для АО "Укрзализныця" является критическим и при сохранении существующей ситуации общество будет не в состоянии самостоятельно обеспечить устойчивое функционирование и простое воспроизводство основных средств производства", - подчеркивает комиссия.

ВСК также отмечает, что наблюдательный совет не планирует свою работу, как того требует статут. Вместе с тем, в своем отчете комиссия заметила, что правительство допустило ряд просчетов относительно деятельности УЗ. В частности, одновременно были установлены низкие тарифы и увеличена налоговая нагрузка на компанию, финпланы ежегодно утверждались с заниженными затратами, также правительство не реагировало на невыполнение компанией этих планов. В результате чего АО "Укрзализныця" потеряло 1/3 ресурса основных фондов из-за мизерных объемов их воспроизводства и половину профессионального персонала, который обеспечивает функционирование инфраструктуры, обслуживание и движение поездов через сокращение в 2 раза их реальной зарплаты.

"Железнодорожный транспорт системно теряет свои перевозочные способности и ускоренно деградирует, что несет реальную угрозу национальной экономике, социальной стабильности и обороноспособности государства", - подчеркивает ВСК в своих заключениях.

Как сообщалось, ВСК по вопросам проверки и оценки состояния акционерного общества "Украинская железная дорога", расследования фактов возможной бездеятельности, нарушений законодательства Украины органами управления указанного предприятия, которые привели к значительному ухудшению технического состояния предприятия и основных производственных показателей, была создана 27 января 2021 года.

Основные задачи комиссии: проверить и оценить состояние АО "Укрзализныця"; проверить факты возможной бездеятельности, нарушений законодательства Украины правлением и наблюдательным советом компании, которые привели к значительному ухудшению технического состояния предприятия и основных производственных показателей; проверить выполнение мероприятий по реформированию предприятия в соответствии с утвержденным стратегическим планом развития, соответствие документов нормам Закона Украины "Об оплате труда" и соблюдение условий коллективного договора и пр.

По итогам 2020 года АО "Укрзализныця" получило чистый убыток в размере 11,9 млрд грн.

Теги за темою
Верховна Рада Укрзалізниця
Джерело матеріала
loader
loader