Об этом информирует пресс-служба КСУ, сообщает Укринформ.
"Второй сенат КСУ 7 апреля 2021 года принял решение по делу о конституционной жалобе гражданина Украины Дьяченко Александра Николаевича и других граждан Украины (Заявители) относительно соответствия Конституции (конституционности) подпункта 13 пункта 4 раздела I закона "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" от 28 декабря 2014 года № 76-VIII. Заявители являются лицами, пострадавшими в результате Чернобыльской катастрофы и получающими государственные пенсии по инвалидности, которая наступила вследствие увечья или заболевания, вызванного Чернобыльской катастрофой", - говорится в сообщении.
Заявители просили КС рассмотреть вопрос относительно соответствия Конституции подпункта 13 пункта 4 раздела I закона "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" от 28 декабря 2014 № 76-VIII, согласно которому в тексте статьи 54 закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" от 28 февраля 1991 года № 796-XII отмечалось, что пенсии по инвалидности, которая наступила вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца в результате Чернобыльской катастрофы могут назначаться по желанию гражданина из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения в 1986-1990 годах, в размере возмещения фактических убытков, который определяется в соответствии с законодательством.
В тексте статьи 54 Закона № 796-XII уточнялось, что во всех случаях размер среднемесячной заработной платы для исчисления пенсии за работу в зоне отчуждения в 1986-1990 годах не может превышать 3,0 тыс. рублей, а условия, порядок назначения и минимальные размеры пенсии по инвалидности, которая наступила вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца в результате Чернобыльской катастрофы определяются актами Кабинета Министров по соответствующим вопросам.
Отмечается, что КСУ признал несоответствующей предписаниям статей 3, 8, 16, 22, 50 Конституции часть третью статьи 54 закона 796-XII в редакции закона № 76-VIII относительно уполномочивания парламентом правительства определять своими актами минимальные размеры пенсии по инвалидности, которая наступила вследствие увечья либо заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца в результате Чернобыльской катастрофы.
КСУ, осуществив сравнительный анализ части четвертой статьи 54 закона № 796-XII в редакции закона № 230/96-ВР и пунктов 11, 12 Порядка исчисления пенсий лицам, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденного постановлением правительства "О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" от 23 ноября 2011 года № 1210 с изменениями, пришел к выводу, что правительство определило существенно меньшие минимальные размеры государственной пенсии лицам, на которых распространяется действие статьи 54 закона № 796-XII, чем они были гарантированы на законодательном уровне частью четвертой настоящей статьи закона № 796-XII в редакции закона № 230/96-ВР.
В Конституционном Суде также отметили, что государство может менять законодательное регулирование в сфере соцзащиты лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, но в случае изменения такого регулирования она не должна прибегать к ограничениям, которые нарушают сущность их индивидуальных прав, а достигнутый уровень соцзащиты должен быть сохранен .
"Однако государство в лице Кабинета Министров определило в Порядке минимальные размеры государственной пенсии по инвалидности, которая наступила вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца в результате Чернобыльской катастрофы в размерах существенно меньших, чем они гарантировались законом № 796-XII в редакции закона № 230/96-ВР, нивелировав саму сущность определенных статьями 3, 16, 50 Конституции прав и гарантий, что фактически является несоблюдением государством своей положительной обязанности обеспечивать эту категорию лиц гарантированным уровнем соцзащиты", - поинформировали в судебном учреждении.
Также в решении КС отмечается, что в соответствии со статьями 3, 16, 50 Конституции в их взаимосвязи на государство возложена положительная обязанность обеспечить лицам с инвалидностью из числа лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, усиленной соцзащиты.
В КСУ также уточнили, что социальные обязательства государства перед гражданами, которые потеряли здоровье в результате того, что государство в свое время обязало их принять участие в преодолении последствий аварии на ЧАЭС, и получили инвалидность вследствие таких действий, а также перед лицами с инвалидностью из числа пострадавших от этой катастрофы, не должны зависеть от финансовых возможностей государства и его экономического положения, поэтому соцгарантии, включая минимальный уровень соцзащиты для этой категории лиц, должен устанавливать законодатель.
В суде объяснили, что "Кабинету Министров как государственному органу, уполномоченному разрабатывать проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивать выполнение утвержденного законодателем соответствующего закона, надлежит определять условия и порядок назначения установленных законом минимальных размеров государственной пенсии для указанной категории лиц".
"В решении суда констатируется, что часть третья статьи 54 закона № 796-XII в редакции закона № 76-VIII относительно полномочия Кабинета Министров определять своими актами минимальные размеры пенсии по инвалидности, которая наступила вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца в результате Чернобыльской катастрофы противоречит статьям 3, 8, 16, 22, 50 Конституции. Конституционный Суд в настоящем решении также указал, что государство должно возместить ущерб гражданам Украины, на которых распространяется действие статьи 54 закона № 796-XII, нанесенный им в результате действия части третьей статьи 54 закона № 796-XII в редакции закона № 76-VIII, и обязано разработать порядок (юридический механизм) возмещения такого ущерба", - сообщили в судебном учреждении.
Поэтому КС, руководствуясь предписаниями статей 91, 97 закона "О Конституционном Суде Украины", отложил на 3 месяца прекращение действия части третьей статьи 54 закона № 796-XII в редакции закона 76-VIII относительно уполномочивания парламентом правительства определять своими актами минимальные размеры пенсии по инвалидности, которая наступила вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца в результате Чернобыльской катастрофы, а также установил порядок исполнения настоящего своего решения.
Как сообщалось, 24 февраля правительство утвердило план мероприятий, связанных с празднованием 26 апреля 2021 года 35-й годовщины Чернобыльской катастрофы.
12 марта Премьер-министр Денис Шмыгаль поручил рассмотреть увеличение пенсий чернобыльцам.