Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) предоставил АО "Укрзализныця" обязательные к рассмотрению рекомендации обеспечить равные условия предоставления услуг по перевозке грузов на железнодорожном транспорте.
"С целью осуществления мер, направленных на предотвращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, Комитет 28.05.2020 предоставил АО «Укрзализныця» обязательные для рассмотрения рекомендации.
Не совершать действий, которые заключаются в создании неравных условий предоставления услуг по перевозке грузов на железнодорожном транспорте во время введения перевозок грузов на особых условиях - по расписанию движения маршрутных поездов, которые могут привести к ущемлению интересов других субъектов хозяйствования.
Принять меры, направленные на обеспечение равных условий предоставления услуг по перевозке грузов на железнодорожном транспорте и соблюдение баланса интересов участников рынка перевозки грузов на железнодорожном транспорте", - говорится в сообщении.
Такое решение комитет принял после рассмотрения жалобы Объединения предприятий «Укрметаллургпром» на введение АО «Укрзализныця» перевозок грузов на особых условиях - по расписанию движения маршрутных поездов, которые имеют преимущества в скорости перевозок и сроках доставки грузов.
В ходе расследования в АМКУ обнаружили, что введя перевозки грузов по расписанию движения маршрутных поездов, АО «Укрзализныця» создало неравные условия перевозки для заказчиков услуг.
"Для отдельных грузовладельцев это позволило сократить сроки доставки грузов, а для других - при наличии дефицита локомотивного парка АО «Укрзализныця» и отсутствия перерабатывающей дееспособности железных дорог - влияло на своевременность доставки грузов и, как следствие, могло привести к ущемлению интересов этих грузовладельцев", - отмечают в комитете.
Комитету также была предоставлена информация по поводу трудностей транспортировки готовой продукции в пункты назначения, в первую очередь к морским портам, которые возникли в течение октября-ноября 2019 года в результате не выполнения АО «Укрзализныця» своих обязательств по своевременному вывозу готовой продукции предприятий и, как следствие привели к значительному росту складских запасов готовой продукции.
Увеличение нагрузки и неравномерность приема груза получателями и отсутствие ритмической обработки подхода поездов к портам привели к увеличению количества брошенных поездов на подходе (средний показатель ноября 2019 года по АО «Укрзализныця» составил 252 поезда, из них 125 - по филиалу «Одесская железная дорога») .
Фактически, часть вагонов стала «складами на колесах».
Насыщение загруженного потока поездов в направлении портов Черного моря достигло критического предела, по отдельным вагонам задержка достигала более 30 дней.
"Такие действия АО «Укрзализныця» могут содержать признаки нарушения в виде злоупотребления монопольным положением на рынке перевозки грузов на железнодорожном транспорте, которые были бы невозможны в условиях существования значительной конкуренции на рынке", - подчеркивают в АМКУ.