Плата за транзит российского газа через Украину в Европу в 2020 году вырастет как минимум на 2 процента по сравнению с прошлым годом.
Об сообщают СМИ со ссылкой на проект договора между российским "Газпромом" и украинским "Нафтогазом", который был подписан в декабре прошлого года сроком на пять лет.
Согласно документу, общий объем транзита российского газа через украинскую ГТС до 2024 года составит 225 миллиардов кубометров.
В нынешнем году планируется прокачать 65 млрд кубометров, а в период с 2021 по 2024 год по 40 млрд кубометров ежегодно.
В прошлом году "Газпром" прокачал через Украину около 90 млрд кубометров газа.
Стоимость транзита российского газа через Украину составит 31,72 доллара за тысячу кубометров.
За пять лет "Нафтогаз" сможет заработать более 7 миллиардов долларов.
Ставка транзита в новом контракте зафиксирована на весь срок его действия.
В предыдущем контракте, который действовал десять лет, до конца 2019-го, ставка транзита не была фиксированной — она вычислялась по формуле, привязанной в том числе к стоимости газа в Европе и объемам прокачки.
Если "Газпрому" потребуется увеличить объем поставок газа в Европу сверх установленного в договоре, то платить за транзит придется с учетом повышающих коэффициентов от 1,1 раза дороже за квартал до 1,45 раза дороже за сутки.
Максимальный рост ставки может составить 45 процентов.
В новом транзитном договоре «Газпрома» и «Нафтогаза» поменялись не только расчет тарифа и обязательные объемы прокачки газа, но и юрисдикция для рассмотрения потенциальных споров между сторонами.
В предыдущем контракте все споры должны были рассматриваться в Международном арбитражном суде Стокгольма.
Именно этот суд в 2018 году вынес решение в пользу «Нафтогаза», обязав «Газпром» компенсировать украинской компании $2,56 млрд за недопоставку газа по транзитному договору.
В итоге, с учетом начисленных процентов, российской компании пришлось заплатить «Нафтогазу» $2,9 млрд в конце 2019 года.
Эта выплата стала условием продолжения транзита российского газа с начала 2020 года.
Теперь же спорные вопросы будут решаться в другом международном арбитражном суде — при Международной торговой палате в Цюрихе (ICC).
Но, как и прежний контракт, новый договор регулируется шведским материальным правом.