«Первый взлет – это эйфория»: как изготавляют украинские беспилотники «Гор» от Airlogix
«Первый взлет – это эйфория»: как изготавляют украинские беспилотники «Гор» от Airlogix

«Первый взлет – это эйфория»: как изготавляют украинские беспилотники «Гор» от Airlogix

Віталій Колесніченко / Фото: Facebook AirlogixВіталій Колесниченко

У Виталия Колесниченко – основателя компании Airlogix, был необычный путь к разработке беспилотников. Виталий из семьи энергетиков: эту профессию имел его отец, дедушка и прадед, он продолжил традицию – окончил теплоэнергетический факультет КПИ, работал в энергетике, затем в ІТ. Но не оставляла мечта о конструировании самолетов – в свободное время сам делал квадрокоптеры. А в 2020 году основал стартап Airlogix по производству грузовых беспилотников.

Но полномасштабная война изменила работу на 180 градусов – Airlogix начала производить БПЛА для военных. Самая известная разработка – беспилотный авиационный комплекс «Гор», в который входят три самолета и наземная станция.

Редакция MC.today побывала на производстве Airlogix и проследила путь изготовления воздушных разведчиков от деревянной модели в отделе конструкторов до готовой «птицы», которая отправится на фронт.

Планов идти в оборонную отрасль не было

Первое, куда мы попадаем – «центр принятия решений» Airlogix – кабинет Виталия Колесниченко. Перед рабочим столом «стена трофеев»: часы с пропеллером, тубус от РШГ – подарок от военных, расписанная гильза… Все – о войне. И наше небо теперь тоже.

Мы начинаем с того, как из мечты о самолетах, энергетик в четвертом поколении решил основать стартап по изготовлению беспилотников. Как говорит сам Виталий, тогда не было планов работать в военной отрасли: «В то время государство еще не финансировало подобные проекты. Мы выбрали сферу доставки и разработали каргодрон. В 2021 году представили полноразмерный макет на выставке в Лас-Вегасе, им заинтересовались инвесторы из Южной Кореи. Они готовы были выводить наш дрон на свой рынок, но наступило 24 февраля. Они нам сказали: “Мы в вас верим, но до свидания” ».

Когда члены команды Airlogix вывезли семьи в безопасное место, начали думать, как помочь Вооруженным силам, связались с военными и выясняли, что нужен дрон-разведчик: «Это самое быстрое из всего, что мы могли сделать на тот момент, – говорит Виталий. В мае 2022 года взлетел первый прототип БПЛА “Гор”, изготовленный из пены, а в августе образцы уехали на фронт, чтобы получить отзывы военных ».

После этого прототип дорабатывали – перешли на композитные материалы, усовершенствовали оптику, связь, GNS-приемник. В апреле 2023 года Airlogix получила от Минобороны допуск к эксплуатации и в июле был подписан государственный контракт на изготовление беспилотного авиационного комплекса «Гор». В него входит также обучение пилотов, проводимое на базе военной школы «Боривітер».

Виталий горит своим делом и признается, что не выгорает:

«Я уже не представляю другой жизни. Чувствую, что я там, где должен быть. Особенно если сравнить с ІТ – там ты не можешь прикоснуться к тому, что делаешь, а здесь – да. Это невероятные эмоции, когда беспилотник взлетает, но когда падает… это капец».

Предприниматель добавляет, что сейчас спрос на БПЛА превышает возможности украинских производителей. Однако конкуренции между ними нет: «Я могу позвонить другому производителю, чтобы посоветоваться по какой-либо разработке. Вместе формируем и стратегию коммуникации с государством».

В Airlogix также постоянно поддерживают связь с подразделениями, которые пользуются их БПЛА – отзывы помогают оптимизировать работу: «Бывает звонят, когда что-то не выходит, мы консультируем их по телефону. Или, если серьезная поломка, нам отправляют беспилотник по почте, мы ремонтируем и возвращаем».

Но иногда самолеты забирают не из-за поломки, а на модернизацию: «Связь, оптика – все эволюционирует, поэтому меняем, чтобы бойцы могли видеть через 80-кратное увеличение, например».

Сейчас в команде Airlogix уже более 60 человек и запросы все еще есть: от маляра до DevOps инженера и специалистов, собирающих БПЛА, ведь у компании производство полного цикла.

Когда мы заканчиваем разговор и выходим из кабинета, по коридору проходит мужчина в белом халате. Виталий объясняет: «Чтобы не испачкаться». Очевидно, это специалист из отдела конструкторов. Там производят расчеты от которых зависит полетит ли беспилотник.

Отдел конструкторов: «Работаем в темпе драм-н-бейс»

В кабинете конструкторов есть на что посмотреть – самолеты повсюду. Разных размеров и из разных материалов: от пены до дерева и карбона.

Никита – главный конструктор / Фото: Facebook Airlogix

Никита – главный конструктор / Фото: Facebook Airlogix

Главный конструктор Никита объясняет: «Помимо серийного производства мы в большом количестве занимаемся прототипированием. Вот, например, модель камикадзе, над которой сейчас работаем». Никита показывает на небольшой самолёт, балансирующий на стеллаже.

Главная идея, чтобы его мог собирать неквалифицированный человек: «Это будет как конструктор Lego – есть детали и инструкция, и люди, которые сейчас вяжут сетки для фронта, смогут собирать беспилотники. В скором времени мы запустим эту модель в серийное производство, чтобы люди уже собирали 20 в неделю, дальше больше».

Среди военных разработок бросается в глаза самолет нестандартной формы. Его фюзеляж совсем не похож на другие – это модель довоенной разработки Airlogix, каргодрона.

Модель каргодрона / Фото: MC.today

Модель каргодрона / Фото: MC.today

Никита вспоминает: «За два дня до войны мы уже получили результаты ее полета. Должны были разрабатывать первый масштабный прототип, но не успели. Быстро собрались и сменили вектор на разведчика».

Его модель тоже здесь. Такой уж летает на фронте, его используют сухопутные войска. Это первая модель, которую сделали из карбона, она стала легче и прочнее.

Первый прототип военного разведчика из карбона

Первый прототип военного разведчика из карбона / Фото: MC.today

Конструктор объясняет выбор материала: «В отличие от других летательных аппаратов такого же типа, у него нет парашюта или подушки – он приземляется на “живот”. Поэтому мы использовали усиленный каркас, позволяющий садиться на любую поверхность – и на траву, и на асфальт, хоть на кукурузное поле. Добавили также килларовую прослойку, чтобы не было вытирания. Он должен работать в любых условиях, потому что поломка – это время и отмена миссии».

Однако даже если выходит из строя один аппарат, в комплексе «Гор» есть еще два, чтобы обеспечить непрерывное наблюдение. Например, зимой БПЛА пролетит меньше, потому что там электробатарея. Как только она садится, в небо запускают второй беспилотник, третий – на готове. Так можно вести наблюдение от 12 до 24 часов.

Разведчик, парящий над конструкторским отделом уже отлетал свое – проработал год. Сначала прошел испытание, затем был в школе пилотов. Виднеется и боевая отметина – трещина на корпусе.

Никита объясняет: «Его неудачно посадили, но поломка не критичная – можно отремонтировать и запустить. Для этого у нас есть ремнабор с базовым пакетом инструментов для быстрого ремонта. Если, например, сломалась обшивка, ее можно подклеить специальным скотчем и не придется отменять миссию и рисковать жизнью».

Ремнабор для БПЛА / Фото: MC.today

Ремнабор для БПЛА / Фото: MC.today

И хотя модель, которую показывает Никита, еще может летать, она пока остается в своем «гараже», ведь на смену ей уже идут новые, усовершенствованные модели. Над одной из них конструкторы работают прямо сейчас. Ее каркас лежит прямо посредине кабинета.

Каркас новой разработки / Фото MC.today

Каркас новой разработки / Фото MC.today

«Это каркас прототипа, – рассказывает Никита, – вторая итерация. Для прототипирования используем самые дешевые материалы, чтобы сэкономить время и деньги. Сначала рисуем схему – предварительный расчет идет на прочность и аэродинамику. Так получаем базовую геометрию и используем ее для прототипирования фюзеляжа, стабилизатора и так далее. Затем наполняем электроникой, потому что это прежде всего зависит от центровки самого самолета. Какое-либо отклонение по массе может привести к падению. Те же антенны могут интерферировать друг с другом. 10 самолетов мы сделали из пенопласта и фанеры, они тоже летали, но выдерживают они до десятка полетов. Поэтому в финальной версии мы и используем крепкий карбон».

Конструкторский отдел работает над тем, чтобы ускорить процесс изготовления БПЛА. Также собирают отзывы от военных – когда они что-то предлагают, это сразу же берут в работу и закладывают в беспилотник:

«Мы понимаем, что нужно делать невозможное, чтобы все были довольны. Этим мы здесь и занимаемся».

Несмотря на то, что работа в кабинете конструкторов выглядит почти медитативно спокойной, Никита развеивает это впечатление: «Мы постоянно работаем в темпе… драм-н-бейс. У нас все на вчера. Нам не говорят “у вас есть неделя на разработку”, скорее: “вчера должно быть вот что”. Ночью может позвонить по телефону военный, что что-то не работает и ты сразу думаешь, как починить».

Никита работает в Airlogix еще со времен разработки каргодрона.

Команда Airlogix до полномасштабного вторжения

Команда Airlogix до полномасштабного вторжения / Фото: Facebook Airlogix

Мне стало интересно, не становится ли со временем полет – рутиной. Поэтому я спросила, какие ощущения, когда модель готова и взлетает впервые. Никита удивляет ответом: «Это эйфория. Потому что, когда ты что-нибудь делаешь, а потом видишь, что оно материальное, еще и летит – это эйфория! Но каждый раз самая первая мысль при этом: что улучшить. Никогда нет конечной точки. Всегда есть место усовершенствованию».

Перед тем как уходить, замечаю небольшой расплавленный самолет на полке. Это тестовая модель одного из конструкторов, он сделал ее для себя, чтобы полетать, но самолет упал в лесу и загорелся.

«Дедушка» воздушного разведчика

«Дедушка» воздушного разведчика / Фото: MC.today

Но берегут его здесь не просто так – оказывается это «дедушка» военного разведчика: «Мы улучшили геометрию, конструкцию и из этого вышло это» – кивает Никита в сторону БПЛА из карбона.

Непрерывное производство

После отдела конструкторов иду смотреть, как реализуются их модели. Это отделы, занимающиеся вырезанием, прессовкой и сборкой деталей. Иван, биздев Airlogix кратко объясняет, указывая на печь, где запекаются корпуса самолетов: «Берется стекловолокно, карбон, авиационный пенопласт AIREX и они склеиваются гамбургером, а затем запекаются в печи. Готовые детали соединяют вместе с каркасом, затем устанавливают электронику». Все материалы укладываются в специальные формы для запекания – для фюзеляжа и крыльев.

Мастерская

Мастерская Airlogix / Фото: MC.today

Над установкой электроники работает другой отдел – там проверяют, все ли исправно работает.

Проверка электроники

Проверка электроники / Фото: MC.today

Единственное, что пока не производится в Airlogix – это катапульты, их заказывают у других украинских производителей. У компании амбициозные планы, которые понимаешь сразу при входе в мастерскую – там стоит прототип дрона-бомбардировщика, способного нести груз до 25 кг.

Прототип дрона бомбардувальника

Прототип дрона бомбардувальника / Фото: MC.today

Самолет сможет преодолевать до 450 км и работать вместе с разведывательными БПЛА «Гор», уничтожая найденные цели.

Джерело матеріала
loader