Дарк-туризм – рынок на $30 млрд. Что это и как Украина на нем может заработать после войны
Дарк-туризм – рынок на $30 млрд. Что это и как Украина на нем может заработать после войны

Дарк-туризм – рынок на $30 млрд. Что это и как Украина на нем может заработать после войны


Азовсталь, Буча, Ирпень – Россия создала множество страшных послевоенных локаций. Как они могут помочь восстанавливать Украину

Каждый год миллионы туристов по всему миру посещают одни из некогда самых ужасных мест на Земле: бывшие зоны боевых действий, аварий, катаклизмов и преступлений против человечества. От Освенцима до Чернобыля, от дома Анны Франк до тюрьмы Алькатрас, мемориалов в память 11 сентября и геноцида в Кигали. Желание увидеть своими глазами трагические или драматические события – не что-то новое для истории. Это движение называется дарк-туризм, и хоть кое-где он нарушает нормы этики, ему сотни лет.

Война, как бы это ни звучало цинично, создает в этой области возможности и для Украины. Уже сегодня, по словам СЕО Visit Ukraine Антона Тараненко, в Украине есть гиды, организующие туры для журналистов и волонтеров по деоккупированным поселкам и городам.

Что такое дарк-туризм и сколько Украина может заработать на нем после войны – разбор LIGA.net.

От Майдана до Чернобаевки

В пять утра 24 февраля соучредитель турагентства "ХерсОн" Павел Белецкий должен был нырять в море. Он готовил новое направление для своего общего с братом Алексеем бизнесом. В дополнение к турам по Украине он планировал организовывать дайвинг-туры в Египте. Павел забросил снаряжение в машину и вместе с подрядчиками выехал на побережье. Впрочем, все бизнес-планы неожиданно оборвала война – РФ начала свое вторжение и шла в сторону города Херсона.

Забыв о дайвинге, Павел, прежде всего, связался с родными, которые остались в Херсоне и начал искать возможности вернуться в Украину. В городе на тот момент оставались его брат, родители и беременная жена. В апреле его родным удалось покинуть оккупированный областной центр, а сам предприниматель поставил бизнес на паузу и стал волонтером.

Так, в частности, и зародилась со временем идея организовывать туристические поездки в Чернабаевку – поселок, ставший мемом и одним из символов украинского сопротивления стране-агрессору. "Почему мы анонсировали тур в Чернобаевку? Потому что мы понимаем, что людям это будет интересно, – объясняет LIGA.net Белецкий. В то же время он отмечает, что все поездки в деоккупированный в ноябре поселок Херсонской области будут исключительно после войны, когда это будет безопасно. Пока продажа билетов служит исключительно как инструмент сбора донатов на Вооруженные Силы Украины.

"Мы уже собрали примерно на $3 000, благодаря этому передали нашим защитникам более 11 000 комплектов летней и зимней формы, дроны и автомобили, – рассказывает Белецкий. – Когда мы видели, как ребята воюют в спортивных штанах, мы поняли, что должны им как-то помочь".

Дарк-туризм – рынок на $30 млрд. Что это и как Украина на нем может заработать после войны - Фото 1

Это не единственный в Украине пример будущей локации дарк-туризма. Еще в 2013-2014 годах туроператор Чернобыль-тур, кроме поездок в зону отчуждения, также организовывал волонтерские выезды на Майдан во время Революции достоинства и в зону АТО. Этой возможностью, как говорит соучредитель компании Ярослав Емельяненко, воспользовалось несколько сот иностранцев.

"Это был один из инструментов помощи", – говорит соучредитель Чернобыль-тур. Так, по его мнению, у людей возникала возможность лучше понять причинно-следственные связи – почему начался Майдан, спровоцировавший конфликт на Востоке Украине. "Если человек хотел помочь ВСУ, мы ему предоставляли список необходимого для армии – броники, каски, радиостанции. Они это собирали, и мы отправлялись с волонтерами на передок. Тур стоил туристам до $1 000 в сутки", – добавляет он и подчеркивает, что компания на этих поездках не зарабатывала.

Развлечение, уходящее корнями в дни гладиаторов

Для истории дарк-туризм – не ноу-хау, объясняет в своих лекциях по этой теме основатель агентства "Тудой-сюдой" Александр Бабич. В качестве примера он приводит американского писателя Сэмюэля Клеменса, более известного как Марк Твен. Он был одним из туристов, которые в 1867 году посетили юг современной Украины, чтобы посмотреть места боев в Крымской войне под Севастополем. Еще один пример – экскурсии в XIX веке по местам сражений времен Гражданской войны в США, или туры на публичные повешения в Англии от Томаса Кука, отца туристического бизнеса.

"С тех пор как люди начали путешествовать, они ездят, чтобы наблюдать за смертью, трупами и реликвиями, – пишет географ Тони Джонстон в книге "География танатуризма". – Римские гладиаторские сражения привлекали массу людей со всей Империи. Средневековые европейские паломничества в христианские места смерти были обыденностью. А в XIX столетии туристы и местные жители Франции посещали парижские морги, которые могли принимать до 40 000 посетителей в день".

Если глубже погружаться в историю дарк-туризма, становится понятно, что в Украине действительно немало кейсов по этому направлению. Лычаковское кладбище, Чернобыльская зона, Тюрьма на Лонцкого и Бабий Яр. Это одни из многих классических локаций по дарк-туризму, которые упоминает в своих лекциях Бабич. Другие локации – это места, связанные со Второй мировой войной, а также культом "Великой Отечественной войны", стремительно приобретавшим популярность на территории СССР.

"Эта история была настолько мощной, что организовывали даже туристические поезда, которые ездили по местам Второй мировой войны", – вспоминает Бабич. Впрочем, это делал не только СССР. Пожалуй, наиболее известными в мире примерами дарк-туризма являются музей Аушвиц-Биркенау возле Освенцима, тюрьма Алькатрас, дом Анны Франк в Амстердаме и Хиросимский мемориал мира.

В целом, согласно исследованию организации Future Market Insight, в прошлом году мировой рынок дарк-туризма измерялся в $30 млрд. Европа, Америка, Азия, Африка – онлайн-путеводитель, созданный туристом Питером Гогенгаузом, включает более 1000 мест в 116 странах, которые считаются локациями для дарк-туризма. К примеру, в Израиле есть туры, предлагающие почувствовать себя бойцом ЦАХАЛа, в США – можно посетить военную часть, а в  Польше Фабрика Шиндлера предлагает "погрузиться в историю жителей Кракова под нацистской оккупацией".

Очевидно, что со временем подобных проектов станет еще больше. По прогнозам Future Market Insight, к 2036 году размер рынка дарк-туризма может увеличиться на 20%. Спрос оживляют войны, политические события и даже кино. Например, после выхода сериала "Чернобыль" на HBO, спрос на туры в Зону отчуждения вырос на 30-40%. В 2019 году, по данным Емельяненко, Чернобыль посетило 124 000 человек, 80% из них – иностранцы.

Вопрос не только в деньгах

По мнению Белецкого, после войны у иностранцев будет очень большой запрос на Украину. "Вот это неприятное мировое событие все равно привлекает людей к этой территории. Люди поедут посмотреть, что здесь происходило", – считает он. Интерес к Украине подтверждает и опрос 900 граждан США, на который ссылается The New Your Times. Около 30% из них сказали, что хотели бы приехать после войны в Мариуполь и посмотреть на разрушенный завод "Азовсталь".

Уже сегодня, по информации СЕО компании Visit Ukraine Антона Тараненко, в Украине есть гиды, организующие туры для иностранных журналистов по деоккупированным поселкам и городам. Также в стране все больше становится разных проектов, которые предлагают онлайн-туры по Буче, Гостомелю и другим местам бывших боевых действий. Появляются и более предметные проекты. И один из них – солидарный туризм, который, как говорит Ярослав Емельяненко, поддерживает агентство USAID.

"Мы так ездили в Мощун. Солидарный туризм – это когда человек приезжает в Украину не ради развлечений, а чтобы чем-то помочь – разобрать завалы или что-то еще. Это хороший проект, мы уже шесть месяцев над ним работаем. К сожалению, государство, как обычно, говорит, что это не ко времени", – добавляет он. По словам Емельяненко, госорганы, как правило, точно также реагировали на их попытки организовать туры в Чернобыль.  

Дарк-туризм – рынок на $30 млрд. Что это и как Украина на нем может заработать после войны - Фото 2

Развитие дарк-туризма, по мнению Белецкого, позволит Украине не только усилить имидж отстаивающей независимость страны, но и стать еще одним прибыльным сектором экономики. По подсчетам Емельяненко, в 2019 году посетители зоны отчуждения оставили в Украине 3 млрд грн. "Есть распространенное мнение, что туризм – это природа, костер, гитара. Нет. Это – разные налоги и платежи. А еще это спрос на рестораны, кафе, гостиницы и сувениры, – говорит Билецкий.

В то же время опыт Visit Ukraine показывает, что реализовывать серьезные проекты по дарк-туризму без поддержки населения и государства не получится. В августе, по словам Тараненко, компания планировала организовывать туристические туры по деоккупированным городам. Однако из-за общественной критики компания была вынуждена эту идею отложить на потом. "Сама идея право на жизнь имеет, но, вероятно, позже. После войны, после нашей победы, если люди и местные власти будут не против, если гиды организуют безопасные и интересные локации", – добавляет CEO Visit Ukraine.

Впрочем, как убежден Бабич, главной идеей послевоенных проектов по дарк-туризму должны быть не деньги, а месседж иностранным туристам о том, какое горе принесла война в дома граждан Украины. Поэтому он советует, в частности, не разрушать все поврежденные жилые дома, а некоторые из них оставить в память о прошлых событиях. Как пример Бабич приводит Хиросимский мемориал мира, — руину дома, рядом с которым США сбросили атомную бомбу в августе 1945-го.

"Это будут поездки в места победы. К тем местам, которые будут демонстрировать всему миру, как украинцы не сбежали, как боролись за свою землю, и как весь мир нам в этом помогла", — соглашается Емельяненко.

Богдан Заика
специальный корреспондент
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
0
Напишите нам
дарк-туризмчорнобиль-туртуры деокупированными городамиvisit ukraine
Джерело матеріала
loader