Думала о закрытии, расстраивалась и разочаровывалась. Какие были проблемы, когда я запустила свой бизнес
Думала о закрытии, расстраивалась и разочаровывалась. Какие были проблемы, когда я запустила свой бизнес

Думала о закрытии, расстраивалась и разочаровывалась. Какие были проблемы, когда я запустила свой бизнес

Женщина-тусовка и сотрудник модного сайта Geometria. Сначала в Минске, а потом в Киеве, куда я переехала в 2013 году. Я занималась бесконечными спецпроектами, организацией вечеринок и пиаром. Уже в Киеве я стала коммерческим директором и совладельцем украинской Geometria. Но смартфоны с инстаграмом сделали свое дело. Люди перестали нуждаться в красивой фотографии с логотипом G в правом нижнем углу. Я оставила Геометрию и попробовала заняться ресторанным бизнесом. 

Свой бренд

В любом путешествием мы с мужем уделяем большое внимание гастрономической культуре страны. Имея опыт в маркетинге и пиаре, создали консалтинговое агентство «Ресторанские».

Во время работы с одним из наших проектов, мне нужно было выбрать новую посуду для одного из ресторанов. Я объездила множество дистрибьюторов и разочаровалась: на тот момент в Киеве был очень скудный выбор, а что-то интересное стоило каких-то баснословных денег. Посуда часто бьется и это становится серьезной статьей расходов в ресторане. Так я придумала создать бренд посуды YAKUSH. 

Мне всегда говорили: продать осязаемый предмет легче, чем продать то, что нельзя потрогать. То есть, рекламу, пиар, ивенты. С этой установкой я пришла в отрасль производства керамической посуды. Но не тут то было.

Проблема №1. Производство

В Украине отрасль производства посуды практически отсутствует. Стекольные, керамические и фарфоровые заводы постепенно закрылись еще в “девяностых” и “нулевых”. Крупному бизнесу они оказались не нужны, а собственными силами управляться с капиталистической реальностью они не готовы.

Думала о закрытии, расстраивалась и разочаровывалась. Какие были проблемы, когда я запустила свой бизнес - Фото 1

Потребительский спрос закрывает импорт из Китая. Поэтому я обратилась к небольшим производствам, чтобы сделать пробную коллекцию. У меня было 10 попыток и $2 тыс., из которых осталось $0, множество брака и разочарование. Почему так произошло?

5 лет назад мастеров-керамистов было не так много, как сейчас. Преимущественно — это люди в возрасте 50+, занимавшиеся производством чего угодно из керамики, кроме посуды. Они легко брались за дело, но не могли довести его до конечного и успешного результата.

Глина — большая беда. Качество украинской керамической массы не годится для создания хорошей тарелки или чашки. На посуде быстро появляются сколы, трещины, особенно, если использовать ее в посудомоечной машине или микроволновой печи. Хорошая масса стоит дороже и ее нужно заказывать из Европы, что естественно влияет на конечную стоимость посуды.

Так я попала в Италию. Нашла своих партнеров в Умбрии, регионе, который известен францисканцами, трюфелем, озерами и шикарной расписной керамикой. Я удивилась, что там со мной согласились работать. Ведь мануфактура, с которой мы договаривались о сотрудничестве, ведет свою деятельность с 1960 года. Она производит посуду в том числе для папского двора в Ватикане и для президента Италии. А я — начинающий бизнесмен из Украины, заказывающий небольшие партии продукции. Однако у нас получилось договориться. Мануфактура оценила мой подход к ведению дел и дизайн предметов.

В сотрудничестве с киевским художником Serge Payet мы создали 4 коллекции, которые полюбила украинская публика. В ресторанах, конечно, я по-прежнему не могла продаваться из-за нашей ценовой политики. Качественная посуда, сделанная вручную, стоит дороже той суммы, которую может позволить ресторан.

Даже рестораны высокой ценовой категории предпочитают покупать тарелки среднего ценового диапазона. Потому что гости и сотрудники их бьют. Не по злому умыслу, конечно.

Проблема №2. Отсутствие рынка

Запустив бренд и получив несколько дебютных продаж, я с непониманием смотрела на девушек-предпринимателей, занимающихся одеждой и обувью, у которых с продажами все было более, чем хорошо. 

У нас нет культуры обустраивания своего жилья. Хорошая, дорогая, посуда, аксессуары — привилегия обеспеченных людей. В остальных слоях общества действует правило «Встречают по одежке», поэтому человек скорее потратит 100$ на джинсы, нежели купит себе дизайнерский комплект посуды. 

Обилие китайской дешевой керамики и стеклокерамики закрывает потребность в том, чтобы из чего-то есть и пить. Сейчас ситуация постепенно меняется. На это повлияла пандемия, ведь человек стал больше находиться дома. Но в целом, нам еще далеко до датчан и их культуре хюгге.

Думала о закрытии, расстраивалась и разочаровывалась. Какие были проблемы, когда я запустила свой бизнес - Фото 2
Думала о закрытии, расстраивалась и разочаровывалась. Какие были проблемы, когда я запустила свой бизнес - Фото 3
Думала о закрытии, расстраивалась и разочаровывалась. Какие были проблемы, когда я запустила свой бизнес - Фото 4

Проблема 3. Высокая цена

Параллельно со своей керамической деятельностью, я начала развивать и стекольное направление бренда: производство стаканов, бокалов, ваз и другого декора. Поскольку в мире случилась пандемия и больше доставлять посуду из Италии мы не могли, все силы были вложены в стекольное производство. 

Производство стекла в Украине такое же проблемное, как и керамическое. Больших производителей нет, а маленькие выживают с трудом. Стеклодувы — это тоже вымирающая профессия, ведь рабочих мест практически нет, а если и есть, то за тяжелый десятичасовой рабочий день платят не сопоставимые с европейскими зарплатами, деньги.

«Вишенкой на торте» в цене является тяжелый труд стеклодува, рабочий день которого начинается около 6 утра, а у второй смены заканчивается поздно вечером. Не говоря об опасности, которая существует на производстве. Все-таки у стеклодува постоянная работа с раскаленным материалом, стоит попробовать выдуть что-либо в понтий — скажу сразу, далеко не каждому хватит объема легких. 

Все это формирует стоимость за изделие, реакция на которую часто «А почему так дорого?!»

Думала о закрытии, расстраивалась и разочаровывалась. Какие были проблемы, когда я запустила свой бизнес - Фото 5

Что сейчас?

Изначально я хранила товары дома, а теперь у меня есть свой шоурум, сайт и регулярные покупатели в Украине, Испании, Швеции. И самое главное — есть ассортимент товаров из гутного стекла, кстати, известного в Украине с 15 века. Это традиционная технология производства. Причем — из переработанного стекла, экологически чистого.

Что мотивирует? 

Возможно у каждого из вас завис немой вопрос «Если в бизнесе столько проблем, зачем ты им занимаешься?». Я и сама не раз задавала себе данный вопрос, думала о закрытии бренда, расстраивалась и разочаровывалась. 

Но все сомнения перечеркивает та небольшая аудитория ценителей, которая восхищается трудом мастеров и нашим дизайном и позволяет все еще быть «на плаву». Мотивирует появление на рынке новых брендов, которые стараются создавать интересный, качественный продукт, вкладывают в него и силы, и деньги. 

Мне хочется верить, что дело которым я занимаюсь уже 4 года в Украине не вымирающее, а возрождающееся. Благодаря нам и вам, тем, кто в нас верит и покупает.

Джерело матеріала
loader