Одна из ведущих украинских художниц, участница международной резиденции Exodus.
Бирючий 019.
Черногория,который проходит в Морине в Черногории, рассказала о своем проекте, созданном в ее рамках.
Бирючий 019.
Черногория — международный проект с участием художников из Украины, Черногории, Франции, Чехии, России, проходит сейчас в черногорском городе Моринь при поддержке социального клуба Exodus.
Куратор проекта Константин Дорошенко (Украина) и комиссар Петар Чукович (Черногория), обращаясь к ветхозаветному сюжету о выходе евреев из Египта, предложили художникам осмыслить кризисы и вызовы современного мира, увидеть пути, по которым блуждает нынешнее человечество и, возможно, выходы, которые оно может найти.
Презентация проекта состоится 5 июля в Мориньском краеведческом музее, 15 августа выставка откроется в Национальном музее Черногории в Цетине, исторической и культурной столице страны, а осенью — в Музее истории Киева.
Художница Влада Ралко рассказала НВ о своей работе для Exodus.
Бирючий 019.
После посещения нескольких музейных отделов в черногорских церквях и крошечного частного музея с орудиями простого крестьянского труда многочисленные увиденные реликварии в форме рук, ног, бюстов или сердец, а также молоты, ножи, крюки и топоры соединились для меня в единую картину.
Все вместе подняло на поверхность ряд размышлений о времени человеческой жизни, протекающем в примитивной тяжелой работе и измеряемом ею.
Черногорские горные каменные дома с сохранившимися внутри элементами традиционного быта очаровывают, но вдруг охватывает ужас, когда поймешь, сколько усилий отнимает создание и поддержание этого царствования Обычая.
Работа и церковь создают для тела определенный регламент, структурируют его, — органы тела получают назначение.
В случае, когда Обычай сохраняет свою влиятельность, простая физическая работа также практически сакрализуется.
Происходит как бы «естественное» распределение ролей — мужчина автоматически главенствует над женщиной только потому, что он сильнее физически, здоровый человек выживает, а слабый погибает.
В работах серии я собрала вместе рабочие орудия, которые вместе с отдельными органами тела образуют ряд «вотивных даров».
Человеческое прилагает к труду всю свою сущность, а орудия труда будто автоматически заслуживают освящения.
Порой они у меня становятся похожими на приспособления для пыток или группируются в композиции, похожие на геральдические, а порой — приобщаются к построению тела или даже заслоняют отдельные органы, превращая тело в рабочий инструмент.
Работа поглощает сексуальность, движения механизируются и упорядочиваются.
Воля и эксперимент заслоняются опытом.
Примитивный быт берет человека в заложники, заключает его в тюрьму труда.
Во времена афинской демократии рабство и рабский труд в каком-то смысле подстегивали свободный дух — по Аристотелю, раб был живой (одухотворенной)собственностью и самым совершенным орудием.
Важно, что раб на суде давал показания «телом», то есть к нему применяли пытки.
Еще один взгляд на труд тщательно культивировался в советское время.
Он заключался в том, что труд заслуживает уважения сам по себе.
Физический труд считался почетным, а рабочий с рабтницей героизировались.
Опыт физического труда превалировал над усилиями мысли так же, как мускулистое тело работника над отличавшимся от «здоровой» нормы.
Однако, имея опыт жизни в сельском доме, который служит нам загородным убежищем и мастерской, я не могу оставить без внимания другой аспект необходимого в таких условиях физического труда, который приобретает свойства чего-то подобного гравитации, придает телу ощущение тяжести.
Сельский труд будто приобщается к природным циклам, его процессы подобно природе восстанавливаются и не имеют конца.
Несмотря на победное шествие прогресса, простой труд не исчезает и напоминает о присутствии смерти внутри жизни.
Это задействование смерти в ходе вещей побеждает страх перед ней и напоминает человеку о его божественной природе, когда душевные движения осуществляются в определенных телесных усилиях, более того — освобождаются в них.
Работа художника стоит в стороне от всех видов труда, обеспечивающих функциональные потребности человека.
Она неясна и неопределенна и своим присутствием призывает отречься от манихейского взгляда на мир и оставить, наконец, замкнутый круг дуалистического доктринерства.