Роман Черняк: кременчугский машиностроитель, предприятие которого терпит убытки
Роман Черняк возглавляет Кременчугский машиностроительный завод по производству автотехники КрАЗ. Он регулярно выражает свое недовольство новой властью, возмущается, что не получает от государства должных заказов, не может найти общий язык с мэром Кременчуга, а также вспоминает, что при Януковиче доллар был по восемь. Сложная экономическая ситуация привела к серьезным убыткам. Хотя бизнесмен и ищет пути развития компании, во всех бедах винит государство.
1. Биография
2. Семья
3. Образование
4. Карьера
5. Слухи и компромат
6. Состояние и источники доходов
Биография
Роман Евгеньевич Черняк родился 24 августа 1963 года на Львовщине (село Луговое). С 2013 года - гендиректор крупного предприятия ПАО "АвтоКрАЗ", которое выпускает автомобильную технику КрАЗ для использования в военных и экономических целях.
Семья
Предприниматель женат, имеет детей и внуков.
Образование
После школы Роман Черняк учился во Львовском политехническом институте, где изучал строение автомобилей и тракторов. В 2001 году получил второе высшее образование в сфере менеджмента в Кременчугском государственном политехническом университете. Удостоен звания заслуженного машиностроителя Украины.
Карьера
В 1985 году Роман Черняк устроился на Кременчугский автомобильный завод помощником мастера. Там он проработал до 1987-го, дослужившись за 2 года до технолога третьей категории, после чего пошел в армию.
После военной службы Черняк вернулся на Кременчугский машиностроительный завод, где за 8 лет прошел путь от инженера-технолога до руководителя цеха.
В апреле 1997 года его перевели на дочернее предприятие холдинга "КрАЗПобуттехника", где он вначале работал управляющим цехом, позже получил должность замдиректора по производству, и в итоге возглавил предприятие.
В 2000 году Роман Евгеньевич получает должность директора Торгового дома в холдинговой компании "АвтоКрАЗ". Позже его повысили до заместителя главы правления и коммерческого директора предприятия, а со временем предложили кресло генерального директора.
С 2004 по 2012 год Роман Черняк руководил дочерними предприятиями холдинга - компанией ОАО "Полтавский автоагрегатный завод", где исполнял обязанности коммерческого директора, заместителя главы правления, главы правления и генерального директора.
В 2013 году Черняк возглавил ОАО "АвтоКрАЗ", где работает доныне. В 2015 году он также получил должность президента кременчугского ФК "Ворскла".
Слухи и компромат
Скандальное выступление гендиректора "АвтоКрАЗа"
В начале 2015 года во время встречи Министра экономики Айвараса Абромавичуса с представителями руководящего актива Кременчуга Роман Черняк, который возглавляет машиностроительное предприятие "АвтоКрАЗ", с трибуны "наехал" на чиновников новой власти, в том числе и на Петра Порошенко.
Его выступление вызвало бурную реакцию всех, кто присутствовал на встрече. Все потому, что бизнесмен жестко раскритиковал действия политиков, пришедших ко власти в 2014-м.
Роман Черняк прямо с трибуны высказал Абромавичусу претензию относительно того, что в Министерстве не отвечают на письма компании, а завод то и дело проверяют СБУ и Генпрокуратура, обвиняя "КрАЗ" в срыве оборонных заказов.
Глава кременчугского машиностроительного предприятия заявил, что в Кабмине "ходят все красивые, в пиджачках, а работы нет", а также вспомнил, что при Януковиче доллар был по восемь гривен.
Черняк назвал госзаказы позором
В сентябре 2017 года Роман Черняк во время одного из брифингов отметил, что те заказы, которые государство дает Кременчугскому автозаводу - это "стыд и позор".
По словам гендиректора ПАО "АвтоКрАЗ", заказов от украинских властей компания почти не получает. Свидетельством этого является то, что для государства завод производит менее сотни автомобилей в год.
Черняк также обвинил мэра Кременчуга в некомпетентности из-за того, что чиновник однажды сказал, что автомобили, которые выпускает КрАЗ, не подходят для использования городскими коммунальными службами.
"Может, это у него дома там что-то не подходит к кровати или к лампочке, а это унифицированная техника", - заявил Черняк мэру, предположив, что дело в деньгах, которые чиновники не хотят выделять.
Поскольку информация о том, какую военную технику и в каком количестве заказывают Вооруженные силы Украины, Нацгвардия, Полиция, Пограничные войска и другие структуры, находится под секретом, полную статистику об объемах производства завода узнать нельзя.
Расширение линейки выпускаемой техники
Экономические сложности на мировом рынке побудили руководство Кременчугского автозавода расширить модельный ряд выпускаемых транспортных средств.
В 2016 году машиностроители уже подготовили к производству абсолютно новый среднетоннажный автомобиль большой мощности, который способен поднять груз весом 6 тонн. Вместе с тем, инженеры "АвтоКрАЗа" начали разрабатывать малотоннажные машины, которые поднимают около 3 тонн груза.
Как отметил гендиректор завода Роман Черняк, предприятие планирует в скором будущем запустить производство автобусных шасси. При этом, бизнесмен не смог сказать, будет ли он сам выпускать автобусы или только поставлять шасси на другие заводы.
Не упустил директор "АвтоКрАЗа", и другие возможности увеличить объемы производства. Так, еще в 2017 году Роман Черняк начал переговоры с аграрным сектором Академии наук Украины, пообещав в ближайшем времени выпустить сельскохозяйственную технику (например, трактор).
По словам бизнесмена, заводу сейчас приходится нелегко. Многие украинские поставщики из-за сложной экономической ситуации прекратили сотрудничество, поэтому "АвтоКрАЗу" пришлось искать новых, в том числе и на зарубежных рынках. Так предприятие вышло на иностранных поставщиков из Германии, Турции, Чехии, Словакии, а это в свою очередь привело к повышению качества выпускаемой продукции.
Черняк попал в список тех, против кого Россия ввела санкции
1 ноября 2018 года вышло распоряжение Президента Российской Федерации о введении особых мер по отношению к тем жителям Украины, которые якобы несут угрозу интересам Российского государства. В список попали многие политики, бизнесмены, судьи и другие влиятельные лица нашей страны.
Вместе с сотнями украинцев и десятками предприятий в "черный список" России попал и гендиректор машиностроительной корпорации "АвтоКрАЗ" - Роман Черняк.
Состояние и источники доходов
Состоянием на 2012 год холдинговая компания "АвтоКрАЗ" выпускала более 30-ти базовых моделей автомобильной техники, а также более 250-ти модификаций и комплектующих к ней. Машины КрАЗ применяются в военных и экономических целях.
По некоторым данным, за 2012 год на Кременчугском заводе было произведено почти 800 автомобилей. Это значит, что производительность предприятия снизилась на 3% по сравнению с предыдущим годом.
Как отмечал в одном из интервью гендиректор холдинга "АвтоКрАЗ" Роман Черняк, с каждого проданного автомобиля на оплату налогов и зарплаты идет примерно по 100 тысяч гривен.
ПАО "АвтоКрАЗ" - единственное в Украине предприятие, которое производит большегрузные автомобили - получило за 2017 год на 15% меньше дохода, чем в предыдущем. Чистая прибыль компании составила 1,05 миллиард гривен.
Количество выпущенной в 2017 году автомобильной техники глава предприятия называть отказался. Зато сообщил, что на отечественном рынке было продано 81% всей реализованной автотехники, большая часть из которой была заказана гражданским сектором. Остальные 19% выпущенных машин были отправлены в страны СНГ и дальнего зарубежья.
Несмотря на снижение производства и значительные убытки, сумма которых за 2017 год составила 235,5 миллиона гривен (на 24,7% больше, чем за предыдущий год), руководитель "АвтоКрАЗа" вложил в содержание завода около 1,8 миллиона гривен.