/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F432%2F8934c7f39a06dd322763fdc6f0867663.jpg)
Ожидание переговоров и надежда, которая может убить
Вчера при разговоре с одним человеком, который давно работает в медиа и, как многие профессионалы в этой сфере, мог бы стать прожженным циником, я поняла, что этот человек всерьез рассматривает предстоящие (или нет) "переговоры" Путина с Зеленским как реальный шанс завершить войну.
Мы говорили полтора часа, и я все время возвращалась к мысли, что завершить войну на встрече с Путиным наш президент сейчас конечно может, но только одним способом – подписать пакт о капитуляции.
Но мой собеседник с таким же упорством спрашивал меня про слабые места Путина, и как им можно манипулировать, и какие еще хитрости может применить Зеленский, чтобы чего-то добиться.
И, честно говоря, я поднапряглась из-за того, насколько глубоко в этом человеке засела надежда, что мир где-то близко, "две-три недели максимум". Если эта надежда – массовая (хотя по опросам мы ее пока не видим, но общественное мнение пластично), то мы находимся в психологически крайне опасной ситуации.
Не случайно снова заговорили о парадоксе Стокдейла: в критической ситуации с неопределенным исходом оптимисты погибают первыми.
Оказавшись внутри "ужаса без конца", некоторые люди поддерживают себя мыслью, что все вот-вот должно кончиться. Других способов самоподдержки и самодисциплинирования у них нет. И когда в назначенный час ничего не кончается, эти люди теряют все, что хоть как-то держало их на плаву. И тонут.
У Франкла есть такой момент в "Психологе в концлагере":
"В начале марта 1945 года мой товарищ по лагерю рассказал мне, что 2 февраля 1945 года он видел вещий сон: голос, представившийся пророческим, сказал ему, что он может спросить о чем угодно и получит ответ на все. Тогда товарищ спросил, когда война будет для него окончена. Голос ответил: 30 марта 1945 года. Тридцатое марта приближалось, однако не было никаких признаков того, что голос сказал правду. 29 марта мой товарищ свалился в бреду и лихорадке. 30 марта он потерял сознание. 31 марта он умер: его унес сыпной тиф. Для него война действительно "закончилась" 30 марта – в день, когда он потерял сознание...
С [этим] согласуются более масштабные наблюдения, о которых сообщал один лагерный врач: заключенные в его лагере лелеяли надежду, что к Рождеству 1944 года они будут уже дома. Пришло Рождество, но сообщения газет были для заключенных отнюдь не воодушевляющими. Каковы были последствия? Неделя между Рождеством и Новым годом была отмечена в лагере таким количеством смертей, которого в нем раньше никогда не бывало и которое не могло быть объяснено такими обстоятельствами, как изменение погоды, ухудшение условий труда или вспышка инфекционного заболевания".
Трамп подложил гигантскую свинью украинскому народу – и не потому, что остановил поставки вооружений и аплодирует Путину (с этим мы вполне умеем справляться), а потому, что вселил в украинцев робкую надежду на то, что все может закончится "само", на переговорах "больших дядь".
Хуже всего, что представления о возможном завершении войны путем переговоров сейчас остаются единственным сценарием, который обсуждается. Других просто нет. Есть только этот – нереалистичный и вполне уродский. Но о нем легко думать, и на него легко уповать.
И когда этот сценарий гарантированно (почти) провалится, мы окажемся в ситуации франкловского лихорадочного сновидца.
Ни одна из путинских спецопераций, направленных на подрыв украинского общества изнутри, не была достаточно успешной, чтобы критически ослабить нашу волю к сопротивлению.
Трамповская операция "надежда" может в этом смысле оказаться куда более действенной, опасной и разрушительной для нас.
Это не значит, конечно, что всем нужно погрузиться в безнадегу. Скорее, наоборот.
Чувство самоуважения и уважения к тем, кто рядом, ко всем нам, кто продолжает сопротивление даже в самые темные и безнадежные времена, дает нам полное право надеяться, что выстоим.
Но если вы ждете чего-то от переговоров – прекратите сейчас же.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.

