/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2F2c559a9e1fc04368490315eefe292e9a.jpg)
Аудит выборочный: ВСК Рады по деятельности НАПК инициирует срочные изменения в закон
Временная следственная комиссия ВРУ назвала неэффективной работу Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), а результаты контроля е-деклараций в секторе правопорядка "позорными": проверки почти не коснулись состояния должностных лиц НАБУ, САП, ГБР, судей.
Об этом говорилось на заседании Временной следственной комиссии по расследованию возможных фактов коррупции или связанных с коррупцией правонарушений в правоохранительных органах, судах и органах судебной власти, состоявшемся 19 августа.
Заслушав главу НАПК Виктора Павлущика, нардепы отметили, что нынешняя практика проведения аудита НАПК фактически сконцентрирована на народных депутатах, хотя они не распоряжаются бюджетными средствами и не руководят центральными органами власти. А вот проверки правоохранителей и судей «провисают», и это несмотря на многочисленные сообщения в СМИ о возможной коррупции среди работников НАБУ, САП, ГБР и судей.
Заместитель председателя комиссии Максим Бужанский подчеркнул, что аудит НАПК охватывает только последние два года и не дает целостной картины.
«Аттестации и проверки деклараций не было, аудит не задел весь период деятельности. По НАБУ – одна проверка в 2024 году и одна в 2025 году. Выходит, мы вообще не знаем, что там в НАБУ: ни аудит, ни аттестация, ни проверка НАПК не дают релевантной картины», — отметил Бужанский.
Глава ВСК Сергей Власенко упрекнул НАПК в выборочной «слепоте» и безынициативности в плане проведения проверок силовиков.
«К вам были обращения по спецподразделениям НАБУ, САП, СБУ и ДБР. Вы проверили в НАБУ одну декларацию, три декларации в САП, четыре в ДБР – и это все по обращениям в Агентство. А где ваша инициатива как органа? Такие действия создают «вакуум подотчетности», – отметил Власенко.
В ВСК считают, что должностные лица НАПК должны проявлять больше инициативы в проведении проверок должностных лиц и силовиков, а для этого в законодательство нужно внести соответствующие изменения.
Речь идет о введении прозрачных критериев и сроков полных проверок, обеспечении открытой статистики по всем органам и прямом обязательстве НАПК самостоятельно инициировать проверки, а не действовать только по внешним запросам. Без этого, как подчеркивают в комиссии, избирательность будет оставаться системной практикой, а не исключением.
