/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F93280b63c30ffddac4ff35db21e0961f.jpg)
Работодатели не спешат: почему в Украине так мало иностранных работников, и где брать кадры, если не за границей
Несмотря на дефицит работников, работодатели не спешат нанимать мигрантов
Несмотря на ощутимый кадровый голод, украинский рынок труда пока не переживает бума привлечения иностранных работников. Работодателей сдерживают вызовы военного времени: сложная и длительная процедура оформления документов, высокие затраты на легализацию и логистику, а также неуверенность в безопасности и стабильности бизнеса. В результате спрос на трудовых мигрантов остается ограниченным, даже в сферах, нуждающихся в рабочих руках. Между тем специалисты работают над миграционной стратегией, которая в перспективе должна не только поощрять приезжать в страну зарубежных специалистов, но и стимулировать к возвращению украинцев.
"Телеграф" изучил текущую ситуацию с трудовой миграцией и перспективы ее изменений.
Значительная часть бизнеса в поисках работников
В условиях полномасштабной войны мобилизация и участие в ВСУ мужчин, массовый выезд за границу женщин трудоспособного возраста с детьми, внутренняя миграция, демографические проблемы и другие факторы продолжают вымывать ресурсы с рынка труда. В то же время Украина ощущает нехватку кадров в ключевых отраслях экономики – строительстве, аграрном секторе, транспорте, медицине, образовании и производстве. Так, по данным Государственной службы занятости наибольший спрос в этом году на продавцов – открытых вакансий на эту позицию было аж 17,9 тысячи (!). В десятке популярных профессий подсобные работники, водители, в том числе пассажирского и грузового транспорта, повара, младший медицинский персонал, уборщики, бухгалтеры, администраторы, швеи и охранники.
Закрывать нехватку кадров предприятия и фирмы пытаются разными способами. Среди вариантов привлечения женщин к "нетипичным" видам занятости, а именно управлению троллейбусами и автобусами, сельхозтехникой, работе на станках и т.д. Также "возвращение в игру" пенсионеров – людей 60+ берут в аптеки, кафе, заведения общепита, швейные фабрики и т.д. По результатам опроса, проведенного Государственной службой занятости, в текущем году 56% предприятий, которые планируют найм, предусматривают привлечение пенсионеров, а 66,6% — лиц с инвалидностью. Работодатели, в частности, делают акцент на инклюзию, поскольку действуют государственные программы поддержки в этом направлении.
Еще один вариант – иностранные работники. Официальное количество зарубежных специалистов, которые привлекались к рынку труда в Украине, было на пике в 2021 году. Тогда служба занятости предоставила 21,7 тыс. разрешений на трудоустройство. Но в последующие годы из-за активной фазы боевых действий этот показатель уменьшился в разы. По данным Государственного центра занятости в 2022 и 2024 годах иностранцы получили более 6 тыс. разрешений (в этой цифре как новые документы, так те, сроки действия которых были продлены), а в 2023 – 4,5 тысячи. За первое полугодие текущего года количество разрешений почти приблизилось к этому показателю и составило 4,1 тысячи.
– В условиях войны, в условиях, когда есть неопределенность, как завтра будут работать предприятия, о массовом привлечении трудовых мигрантов пока речь не идет. Но согласно опросам, почти 75% бизнеса сталкивается с проблемами поиска рабочей силы, и эта тенденция вряд ли изменится даже после окончания военных действий. С одной стороны мы не можем ожидать быстрого экономического роста. И, скорее всего, в этот период начнется новая волна миграции из страны. 1,5-2 млн человек могут уехать за границу в поисках работы или захотят воссоединиться с семьями. Это вдобавок к тем нашим согражданам, которые не планируют возвращаться в Украину. Вместе с тем, я уверен, в страну будут приходить средства на восстановление инфраструктуры. Соответственно, нам потребуются "голубые воротнички" – те люди, которые смогут работать руками, и мы будем вынуждены привлекать трудовых мигрантов,
отмечает в разговоре с "Телеграфом" глава ОО "Офис миграционной политики" и президент президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник.
Среди двух десятков стран, последние полтора года ТОП-3 поставщиками рабочей силы в Госцентре занятости в ответе на запрос "Телеграфа" называют Турцию, Узбекистан и Индию. В прошлом году с 4-го по 10-е место по количеству работников дали Китай, Азербайджан, Великобритания и США, Бангладеш, Франция и Германия. В этом году на этих позициях остались только две страны — Великобритания и Бангладеш, остальных лидеров заменили Армения, Колумбия, Пакистан и Республика Молдова.
При этом по данным Государственной миграционной службы, временные виды на проживание в связи с трудоустройством на конец июля этого года есть у более 10 тыс. иностранцев. И в этом рейтинге кроме Турции, Узбекистана, Китая и Индии есть также Беларусь, граждане которой имеют такие документы в почти том же количестве (более 600), что и индусы и китайцы. Почти по 400 видов на руках у граждан Молдовы и Польши, а более 300 – Израиля, Грузии и Великобритании.
Государственная миграционная служба также отдельно сообщает об иностранцах, получивших виды на временное проживание "как высококвалифицированные специалисты и работники, острая потребность в которых ощутима для экономики Украины". Таких в общей сложности менее двухсот. Здесь в лидерах неожиданно находится Белоруссия и РФ, а кроме того одиночных "ценных" кадров предоставляет Индия, Турция, Греция и другие страны.
- То, что у нас идет война, людей не останавливает. Ведь если они выбирают ехать работать, то обычно убегают от бедности, недостаточного количества работы у себя на родине. Например, в Азербайджане перенасыщенность популяции и недостаточное количество вакансий, в частности для водителей. В Турции в целом хорошее отношение к украинцам, плюс им все равно, куда ехать, чтобы иметь возможность зарабатывать. Конечно, наша компания, подбирая персонал, знакомит с реалиями и преимущественно отправляет в потенциально безопасные регионы. А если это столица или ее окрестности, то мы рассказываем как действовать, когда что-то происходит, какие есть риски,
говорит представитель одной из международных консалтинговых компаний, что среди прочих предлагает услуги рекрутинга.
Сложно, дорого и рискованно — решаются не все
И эксперты по миграции, и рекрутеры отмечают, что сейчас процедура привлечения иностранцев к работе в Украине достаточно сложная. А затраты на то, чтобы такого специалиста привезти – внушительные. И это пока в сочетании с общей экономической ситуацией является сдерживающим фактором для роста числа работников из-за границы.
– Сначала работодатель находит работника, а затем оформляет в Центре занятости разрешение на его трудоустройство сроком действия до года. Далее с этим разрешением человек идет в своей стране, например Индии, в консульское учреждение или посольство Украины для получения рабочей визы (тип D). Уже после приезда в нашу страну ему нужно посетить третье государственное учреждение – миграционную службу и получить там вид на жительство. Если в перспективе речь пойдет уже не о тысячах, а о десятках тысяч иностранцев, которых мы должны привлекать к работе, то логично было бы изменить подход и усовершенствовать процедуру. А именно, внедрить так называемый единый документ, чтобы разрешение на работу автоматически было и разрешением на проживание (такой механизм единственного разрешения на пребывание и работу существует в Польше – Авт.),
говорит Василий Воскобойник.
С учетом этого, а также других реалий военного времени, украинские предприятия не готовы рисковать и вкладывать средства в то, чтобы привезти и легализовать специалистов из других стран. В упомянутом в начале опросе Государственной службы занятости только 14,9% принявших в нем участие фирм рассматривают иностранных граждан как потенциальных работников.
– В среднем на оформление документов, оплату перелета работодатель должен потратить на одного человека 2,5 тыс. долларов. Если это Индия, Бангладеш, Непал – даже дороже, если, например, Азербайджан или Турция – немного дешевле. У нас были попытки найти специалистов на строительство, а также мы получали запросы предприятий разной сферы на грузчиков, работников производственных линий. Но это оказалось слишком дорого. Учитывая расходы, которые должны понести работодатели по привлечению иностранных кадров, они хотят сэкономить на заработной плате. Но трудно найти кого-то на 12-часовой рабочий день за условные 300-400 долларов (эквивалент в гривнах 12,3-16,4 тыс.). Мы бы даже не занимались этим, потому что это не норма. Также от коллег имеем информацию об отрицательном опыте, в частности, с работниками из стран Южной Азии из-за их недостаточной квалификации,
говорит специалист рекрутинговой компании.
Собеседник отмечает, что компания предлагала разные подходы к привлечению иностранных специалистов нескольким сотням фирм и предприятий, но отклика не нашла. Основная причина помимо финансовой составляющей обилие требований со стороны государственных органов. Плюс отсутствие гарантий, что при наличии всех документов "ценного кадра" не завернут на границе.
- Сами с этим не сталкивались, но есть информация, что даже на легальных основаниях иностранцам не всегда удается попасть в страну. В том числе студентам, имеющим на руках письмо-приглашение. И преграды возникают не только на украинской границе, но и в Молдове – транзитной стране. Были моменты, когда люди платили взятки, чтобы их просто выпустили из аэропорта, и они могли дальше ехать в Украину. Конечно, это все тоже не способствует увеличению количества трудовых мигрантов,
добавляет сотрудник консалтинговой компании.
Возвращение украинцев и привлечение иностранцев
Специалисты прогнозируют: оживление иммиграционных процессов можно ожидать только после окончания активной фазы войны, но уже сейчас нужно готовиться к этому. Иначе быстро насытить рынок труда иностранными кадрами не получится.
– Однозначно для привлечения работников необходимо упрощение процедуры оформления документов, необходимых для легального пребывания и работы в Украине. Во-вторых, это более понятная система пересечения границы. И третий фактор, конечно, окончание войны, после этого желающих ехать на заработки станет больше,
говорит о важных шагах и тактическом уровне представитель консалтинговой компании.
При этом прогнозы внутренние и внешние по поводу того, сколько нужно Украине дополнительной рабочей силы для восстановления инфраструктуры и поддержки различных сфер производства в послевоенные годы, различаются в разы.
Пока трудно спрогнозировать и те сферы, которые будут нуждаться в дополнительных вливаниях специалистов больше всего. Текущая ситуация такова, иностранные специалисты больше всего задействованы в торговле, строительстве, перерабатывающей промышленности, сфере информации и телекоммуникаций.
– В декабре 2023 года Минэкономики Украины заявило: для поддержания темпов экономического роста хотя бы на уровне 7% к 2030 году, нужно привлечь дополнительно 4,5 млн рабочих рук. А по оценкам Международной организации труда почти вдвое больше – 8,2 млн. человек. Часть, можно будет найти в Украине, но очевидно, этого будет недостаточно. Перед страной, учеными, общественными деятелями, властью стоит триединая задача. Первое: как по максимуму сделать так, чтобы находящиеся за рубежом украинцы возвращались на Родину. Второе: как снизить объемы трудовой миграции из Украины. И это точно не закрытые границы. И третье: понимая, что нам физически будет не хватать рабочей силы, нужно думать, из каких стран, на каких условиях, какой период и в какие отрасли мы будем приглашать людей. При этом необходимо будет предложить им конкурентную зарплату,
отмечает Василий Воскобойник.
По словам эксперта, отличие в размерах выплат даже с соседними европейскими странами еще не будет означать, что Украина будет уступать им в борьбе за специалистов, ведь у всех разные запросы и ожидания от трудовых мигрантов.
Более высокий уровень оплаты труда не означает, что страны захотят принимать к себе тех или иных рабочих, тех или иных квалификаций. К примеру, Германия всегда делала ставку на квалифицированный персонал со знанием немецкого языка. Польша – на "голубых воротничках", которые им требовались в гостинично-ресторанном бизнесе, на работах от упаковки на заводах до строительных площадок. Кто будет нужен Украине, откровенно скажу, мы не знаем, потому что не знаем, какую экономику будем строить. Будет ли она сырьевая, и тогда нам потребуются те же самые обычные "голубые воротнички", готовые выполнять физический труд. Будет ли для нас определяющей military tech или высокие технологии, например, строительство космических кораблей. И тогда нам потребуются жители не бедных стран, а нам будут узкие специалисты, проживающие сейчас в высокоразвитых странах – Германии, США, Великобритании,
отмечает собеседник.
Василий Воскобойник отмечает: предусмотреть разные сценарии развития событий и выработать единое видение, куда двигаться стране в вопросах трудовой миграции призвана новая стратегия государственной миграционной политики. Старая, принятая еще во времена правительства Гройсмана (2017 год), вкупе с изменениями, внесенными в прошлом году, действует до конца текущего года.
Над этим документом работает Всеукраинская ассоциация компаний по международному трудоустройству вместе с Институтом демографии и социальных исследований имени Птухи, Национальной академией наук при поддержке Международного фонда "Возрождение". И эта стратегия предполагает блок по внутренней миграции, то есть перемещениям внутри страны. Далее – миграция наружу, то есть выезд людей за границу, как это должно развиваться, и так далее. Третий блок – миграция в Украину, в котором вопросы как возвращения находящихся за рубежом украинцев, так и привлечения иностранцев к рынку труда. А четвертый блок – это миграция безопасности, то есть предоставление защиты гражданам других стран, желающих получить убежище в Украине, из-за угрозы своему здоровью и жизни,
отметил собеседник.
Эксперт также отметил, что стратегия будет предусматривать и миграционные меры, направленные на интеграцию иностранцев в общество, которые будут ехать на работу в Украину. Но, конечно, для этого нужно будет разрабатывать соответствующие нормативные акты, добиваться их выполнения.
Всем следует понимать: тема миграции, тема демографического кризиса, тема нехватки рабочих рук с нашей страной навсегда. И успехов в преодолении этих проблем можно добиться только комплексным подходом, который, повторюсь, предполагает использование внутренних рабочих ресурсов, возвращение рабочих рук (наших сограждане) обратно в Украину и привлечение иностранных специалистов,
резюмировал Василий Воскобойник.
Как сообщал "Телеграф", по мнению специалиста по миграционной политике и финансовым программам для мигрантов и диаспоры Андрея Гайдуцкого как предохранитель против неадекватного поведения трудовых мигрантов в стране должны стать система штрафов и депортации.

