Несмотря на давление со стороны президента США Дональда Трампа, президент Украины Владимир Зеленский четко дал понять, что его страна пойдет на мирное соглашение с Россией только при условии надежных гарантий безопасности. Союзники Киева пытаются выяснить, как защитить Украину от очередного российского нападения в случае заключения мирного соглашения, но до нахождения необходимого решения может быть еще далеко, пишет Politico.
Трамп заявил Зеленскому и европейским лидерам во время встречи в понедельник, 18 августа, что Украина получит защиту "вроде статьи 5" НАТО, но не предоставил никаких конкретных деталей.
Во вторник, 19 августа, "коалиция желающих" союзников Киева взялась за решение этого вопроса, а госсекретарь США Марко Рубио возглавляет рабочую группу украинских и европейских чиновников, которая работает над проектом гарантий безопасности.
Это огромная проблема, которую союзники Киева неоднократно поднимали в течение последних трех лет, но так и не нашли решения. Наиболее очевидным вариантом — и тем, к которому стремится Киев, является разрешение Украине присоединиться к НАТО, после чего страна была бы защищена общим оборонным пактом Альянса. Но Соединенные Штаты (при тихой поддержке некоторых европейских стран) отвергли эту возможность.
Необходимость организовать специальную миссию создает огромные сложности. Какая страна отправит войска? Какими будут условия развертывания этих сил? Как они будут реагировать в случае нападения? Кто будет платить?
Во вторник стало ясно, что Штаты не будут разворачивать войска в Украине.
"Я могу сказать вам, что он окончательно исключил возможность развертывания войск", — заявила журналистам пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт.
Трамп и сам откровенно высказался о том, кто должен взять на себя ответственность.
"У нас есть европейские страны, и они возьмут на себя основное бремя. Франция и Германия, несколько из них, Великобритания. Они хотят, знаете, наземные войска", — сказал президент США в эфире Fox News.
Президент Франции Эммануэль Макрон подчеркнул эту мысль, заявив французскому телевидению, что Европа готова развернуть "силы сдерживания" — британские, французские, немецкие, турецкие и другие, для проведения операций "в воздухе, на море и на суше".
Много слов, мало действий
Но за громкими словами скрывается хаотичная реальность. Несмотря на все разговоры о "военных силах на земле", точная форма гарантий безопасности для Украины остается неопределенной — и эта неясность сеет путаницу среди союзников Киева.
Европейский чиновник по вопросам безопасности предупредил, что любые вооруженные силы потребуют как минимум "боевого мандата", чтобы защититься в случае нападения России, но подчеркнул — такая миссия не будет ответственна за обеспечение мира. По словам чиновника, это останется задачей украинских военных.
Отсутствие четкого определения также разоблачает слабости тех, кто больше всего стремится возглавить процесс. Макрон и Стармер — лидеры ядерных держав, имеющие места в Совете Безопасности ООН, стремятся показать, что они все еще играют важную роль на мировой арене. Однако оба сталкиваются с политическими и экономическими трудностями, которые подпитывают скептицизм по поводу способности их стран отправить войска в Украину.
"Если учесть, насколько политически слабыми являются Макрон и Стармер, то нелегко представить, как этот план будет реализован. Экономически сейчас нелегкие времена", — сказал один из дипломатов ЕС.
Германия остается настороже. Социал-демократический депутат Андреас Шварц, ответственный за парламентский контроль над оборонным бюджетом страны, подчеркнул ограничения.
"Это решение должен принять парламент", — сказал он, подчеркнув, что развертывание войск не является решением исполнительной власти.
Кроме того, немецкая армия слишком мала, а восстановление финансирования обороны произошло слишком недавно, чтобы позволить большое развертывание войск на востоке. Даже отправка 5000 военнослужащих на постоянную миссию в Литву является чрезмерной нагрузкой для Бундесвера.
"Мы просто не имеем достаточно персонала для большого контингента. Даже небольшое развертывание войск будет сложной задачей", — сказал Шварц.
Турция — с ее большой армией и опытом в Черном море, могла бы играть ключевую роль. Но это также политически сложно — Греция и Кипр не хотят, чтобы Анкара получала доступ к любым средствам ЕС для ее вооруженных сил.
"Слишком рано думать о таком развитии событий", — сказал бывший посол Турции в ЕС Селим Енель, предупредив: Анкара будет требовать что-то взамен.
"Что касается компенсации, то все равно будет трудно преодолеть препятствия ЕС в отношении финансирования обороны. Я уверен, что ЕС найдет способ не допустить Турцию к этим средствам", — отметил он.
Польша, которая сейчас имеет самую большую армию в ЕС, исключает возможность отправки войск в Украину, но заявляет, что поможет с логистикой для любой миссии на востоке.
"Польша имеет свою стратегическую дилемму, поскольку граничит с Россией и Беларусью, поэтому не может ослабить силы, необходимые для предотвращения нападения", — сказал изданию высокопоставленный польский чиновник на условиях анонимности.
Премьер-министр Италии Джорджа Мелони также осторожно относится к отправке солдат в Украину и спорит с Макроном, подчеркивая, что разумнее предложить Украине оборонный пакт, а не войска, которые могут быть втянуты в войну с Россией.
"Если один из наших солдат погибнет, будем ли мы делать вид, что ничего не произошло, должны ли мы реагировать? Потому что если мы будем реагировать, то очевидно, что это придется делать НАТО. И тогда мы можем сразу же активировать [статью 5]", — цитируют СМИ слова Мелони.
Москва против
Есть основания для осторожности. Несмотря на "теплую атмосферу" саммита российского диктатора Владимира Путина с Трампом на Аляске, Москва категорически против любого развертывания войск НАТО в Украине.
"Мы подтверждаем нашу давнюю позицию касательно однозначного неприятия любых сценариев, предусматривающих развертывание военных контингентов НАТО в Украине, поскольку это создает риск неконтролируемой эскалации с непредсказуемыми последствиями", — заявила пресс-секретарь МИД России Мария Захарова.
Но Украина уже не раз обожглась на декларациях, которые не подкреплялись привлечением военных. В Будапештском меморандуме 1994 года США и Британия пообещали "гарантии безопасности" в обмен на отказ Украины от ядерного оружия, после чего были заключены договоры с Россией — все были нарушены.
Для Киева дебаты вокруг гарантий безопасности досадно знакомы. Уже в 2023 году, накануне саммита НАТО в Вильнюсе, разворачивались те же аргументы — и те же вопросы оставались без ответа.
"Иногда трудно понять, о чем мы говорим", — сказал высокопоставленный дипломат из Восточной Европы.
Высокопоставленный польский чиновник был еще более откровенным, назвав все эти дискуссии преждевременными.
"Ничего не произойдет, потому что боевые действия не прекращаются. Американцы, кажется, не желают слишком приближаться к России, а европейцы продолжают поддерживать Украину. Поэтому у нас тупик", — сказал он Politico.
Ранее Зеленский заявлял, что США будут среди стран, которые предоставят гарантии безопасности для Украины и будут участвовать в координации этого процесса. По его словам, детали гарантий безопасности будут проработаны в течение десяти дней.
Reuters сообщало, что военные специалисты из США и европейских стран НАТО уже начали разрабатывать возможные гарантии безопасности для Украины, которые должны начать действовать после урегулирования войны. Однако им понадобится время, чтобы определить, что будет осуществимым и приемлемым для Кремля с военной точки зрения.